Вагонка и евровагонка: в чем отличия и разница
Лыщицкий Валерий Иванович руководитель СМР
Отделка деревянной вагонкой фасадов, обшивка потолков помещения, облицовка стен в доме и лоджии – все это требует грамотного подхода и знаний характеристик пиломатериалов. Итак, в этой статье мы рассмотрим, чем отличается профиль штиль от евровагонки.
Что такое профиль вагонка штиль?
Вагонка штиль – это строганная панель с полукруглой (в отличии от имитации бруса, у которой фаска косая) фаской, которая может быть довольно глубокой и декоративной, а может быть практически незаметной, в зависимости от толщины древесины или фрезы, которую использует производитель. Размер здесь может варьироваться от 90 мм до 145 мм, большую ширину использовать не рекомендуем, т.к. доску может выгнуть лодочкой. 145 мм ширина, при толщине 13-20 мм – это оптимальный размер штиля, если же ширина будет больше, то соответственно и толщина должна быть 26-28 мм.
Плюсы и минусы профиля:
Плюсы использования вагонки штиль на потолке и стенах внутри помещения:
- создает вид ровной поверхности;
- стыки смотрятся естественно и декоративно.
Минусом такого материала, как вагонка штиль будет то, что есть определенные требования для его эксплуатации:
- стабильная влажность в помещении;
- обработка защитными составами;
- внешняя облицовка должна производится панелями с толщиной не менее 20 мм.
Все больше людей делают выбор в пользу этого профиля, т.к. он современнее и далек от создания образа советской дачи. Минусов бояться не стоит, при современных лакокрасочных материалах защита древесины на высочайшем уровне.
Фото 1. Вагонка штиль
Сколько стоит вагонка?
Цена вагонки будет зависеть не от профиля, а от породы древесины, сорта и качества материала.
Что такое евровагонка?
Опять же ЕВРО это всего лишь профиль. Изготовление которого происходит на том же станке и из того же дерева, что и штиль, но с использованием другой фрезы. Отличительная особенность евровагонки – компенсационная полочка при стыке панелей, функция которой состоит в том, чтобы компенсировать изменение геометрии доски при избыточной влажности или сухости. Размеры этой панели обычно стандартные 90 мм ширина, 12,5 мм толщина, евростандарт. Но бывает, производитель делает и шире и толще, в зависимости от потребностей рынка.
Фото 2. Евровагонка лиственница
Плюсы и минусы профиля «евро».
Плюсом тут будет являться уникальный конструктив, который:
- монтаж может осуществляться в помещениях с нестабильным отоплением, а также в домах, где отопление еще только будет подключено;
- если доску поведет, то визуально это будет не видно;
- при толщине 14-20 мм монтаж можно произвести и на фасад, сделать подшив свесов кровли.
Минусом продукции евровагонка является то, что профиль на сегодняшний день не в тренде:
- очень часто европрофиль применялся в советском союзе при отделке дачных домов и был настолько популярен, что до сих пор вызывает соответственные ассоциации у потребителя, что делает продукцию менее популярной, чем ту же вагонку, но с отсутствием полочки;
- размер свыше 96 мм сложно достать.
Фото 3. Евровагонка ангарская сосна
Какая цена евровагонки на рынке?
Стоимость материала зависит так же от породы древесины, обычная сосна — это довольно бюджетный вариант, а вот кедр, ангарская сосна и лиственница будут стоить значительно дороже. Опять же большую роль сыграет сортность продукции, чем она выше, тем, соответственно, дороже.
Фото 4. Вагонка штиль из лиственницы
Интернет-магазин «ЛесоБиржа» поможет Вам не только с подбором материала для отделки, но и поможет дать правильное определение. На страницах нашего сайта Вы найдете ответы на многие вопросы по строительству и ремонту, узнаете, чем отличается вагонка штиль от евровагонки, планкен от имитации бруса, получите массу профессиональных советов по обработке древесины и ее поведении в эксплуатации.
Способы монтажа деревянных панелей.
В завершении нашей статьи хочется рассказать о способах монтажа данного пиломатериала. Для обрешетки (основания) используются деревянные бруски (лаги). Для внутренних работ это сечение 40х20 или 30х40, для внешних 50/40 или 50х50, для контр. Обрешетки (когда нужно прижать ветрозащиту или пароизоляцию) используем брусок 50х20.
Фото 5. Вагонка штиль
Для крепления вагонки и евровагонки можно использовать оцинкованную пластину – кляймер, номер которого зависит от толщины заднего паза. Например, при номере 4 паз будет 4 мм. С помощью кляймера можно быстро и просто сделать скрытый крепеж. Не забывайте, что для толстых и тяжелых панелей необходимо использовать усиленный вариант крепежа, иначе не выдержит.
Второй способ – это крепление саморезами в пласть доски. В линейке магазина есть шурупы с декоративными шляпками, которые будут довольно симпатично смотреться на потолке и стенах. Важно для фасада и мест с высокой влажностью использовать антикоррозийные шурупы для древесины. Еще один вариант крепежа — саморез вкручивается в шип или паз изделия и перекрывается следующей доской, что создает невидимый глазу крепеж. Важно здесь правильно подобрать размер.
Итак, теперь мы с Вами прекрасно разбираемся в отличии профилей пиломатериала, остается только сделать выбор под свой бюджет и вкус. Всего Вам доброго.
Посмотрите, как мы можем27 мая 2019 873
Вагонка штиль из ангарской сосны «Прима» 145 мм шириной, уложена вертикально по стенам. Предварительно была произведена покраска в цехе лаковой схемой Teknos, цвет TV-34. Очень интересное сочетание белого потолка и серых стен спальни.
Вертикально смонтированная вагонка из ангарской сосны в цвете TV 34 27 мая 2019 87327 марта 2019 530
Сегодня поговорим о не совсем обычном материале для оформления потолков — это вагонка штиль из кедра в сорте АВ. Переносимся в ЖК «Остров Эрин». Для отделки помещений выпускается великое множество материалов, вкусовые пристрастия также разнообразны, но смеем вас уверить, лучше натурального дерева, ни чего быть не может!
Потолочные панели из кедровой вагонки обработанный натуральными маслами 27 марта 2019 530 05 декабря 2018 621
Продолжая тему о материалах из натуральной древесины для отделки помещений, невозможно не упомянув еще одного, часто используемого представителя — это вагонка. Масштабы ее применения настолько обширны, что в случае их перечисления займет много времени и места.
Вагонка из ангарской сосны в интерьере загородного коттеджа 05 декабря 2018 621
Отличия вагонки-штиль
Вагонка с профилем Штиль, по сути, является подвидом «евровагонки». В отличие от материалов с профилем «классик» или «софт лайн», вагонка штиль не имеет на лицевой стороне полки возле шипа, из-за чего дощечки соединяются друг с другом плотно, не образуя так называемых «швов». Как раз именно так выглядит брус, из которого собирают стены, только его кромки завальцованы и имеют округлую форму. Что бы понять как выглядит вагонка штиль лучше всего обратится к фотографиям. Такое изделие имеет оригинальный внешний вид и производится совсем не давно. Все это дает особенные ощущения от пребывания в помещении обшитом штилем, а именно тепло и уют.
Сравнение вагонки штиль и евровагонки
Следует отметить, что вагонка не единственный материал позволяющий обшить стену, но есть принципиальное отличия между его разновидностями, имея в виду имитацию бруса или блок хаус. Отличительным признаком будет особенность конструкции, массивность одних и деликатность других, но по своей сути они решают одни и те же стилистические и дизайнерские задачи. Разница лишь в том, что более прочные и толстые следует применять для внешней отделки, а легкие для внутренней и это не только стены, но и потолок.
Изделие выполняется методом фрезерования (профилирования) заготовки из обрезной доски камерной сушки. Станки обрабатывают заготовку с четырех сторон, формируют пазы и шипы. Что позволяет:
- Осуществлять монтажные работы без сквозных зазоров (что защитит основную стену от осадков и влаги для наружных поверхностей и придаст декоративный и приятный вид внутри).
- Выполнить монтаж скрытым способом, то есть при помощи финишных гвоздей забиваемых в паз.
- Делает поверхность стены более стабильной за счёт взаимного и последовательного соединения ламелей между собой.
Важной конструктивной особенностью штиля является тот факт, что у него шип достаточно длинный, примерно 10 мм. Что вполне достаточно для монтажа сплошной поверхности, которая не разойдётся и не образует щель при температурном или влажностном сезонном расширении или сужении. Для примера, «советская» вагонка колхозница имела замок шириной около 0,5 см, в связи с чем она не редко расходилась на стыках.
Важной особенностью профилированных изделий, изготовленных по современным технологиям, является вентиляционный паз, расположенный на тыльной стороне ламели. Паз является обязательным и изготавливается в соответствии с DIN 68 126, что является зарубежным нормативным документом, но которыми пользуются отечественные производители, так как наши ГОСТы, устарели и являются не актуальными к такого рода изделиям.
Варианты обшивки вагонкой штиль и евровагонкой
Типовых размеров и форм для пазов нет, по факту они могут отличаться в зависимости от применяемого оборудования на предприятии изготовителе. Важным остается суть такого элемента и как следствие его назначение, которая заключается в обеспечении вентиляционных свойств тыльной стороны ламели, для предотвращения ее переувлажнения, а в некоторых ситуациях для снижения напряжения связанного с сезонными температурными расширениями.
В сравнении с блок хаусом и другими фигурными поверхностями, лицевая пласть вагонки штиль сделана плоской, что является особенностью и может быть использовано для конкретных дизайнерских идей. В этой связи, при выборе материала и его оценки стоит учесть качество строганой поверхности и ее гладкость. На лицевой поверхности вагонки штиль, а именно на кромках имеется фаска, в основном немного скруглённая.
Размеры вагонки-штиль общий и рабочий
Особенностью всех погонажных и профилированных изделий, является наличие двух понятий о размере ламели! Связанно это с конструктивной особенностью данного изделия, часть которого после монтажа всегда оказывается скрытой, за счёт вхождения шипа в паз. Исходя из данного обстоятельства, существует два понятие о рабочей и общей ширине детали. Следовательно данный факт нужно обязательно учитывать при расчёте площади обшиваемой поверхности, если вопросы остались вы можете воспользоваться консультацией продавца или прибавить примерно 10-15 % к общей площади заказываемой вами квадратуры. Таким образом, вы не только учтете нюанс с рабочей площадью, но и компенсируете недостаток метража за счет обрезков.
Главным отличием вагонки штиль от других изделий (имитация бруса, блок-хаус), заключаются в толщине и ширине ламели. Вагонка более тонкая, примерно 12,5-14,5 мм и соответственно идеально подойдет для внутренних работ. Ширина тоже бывает разной, но в диапазоне от 96 до 145 мм. Следует отметить что даже в Москве купить широкую вагонку шитль, может стать проблемой из за ее уникальной и конструктивной особенности описанной выше. Сочетание толщины и ширины вагонки уменьшает ее материалоёмкость, и как следствие квадратный метр вагонки значительно легче имитации бруса, что обеспечивает некоторые технические преимущества, например при отделки потолка.
Важно! Вагонка штиль доступна в более широком диапазоне длинны, чем ее собратья, который составляет от 2 до 6 метров.
Размеры профиля вагонки-штиль
Сырье для изготовления вагонки штиль
Как правило, основным сырьем в производстве вагонки выступает доска обрезная 1 сорта. Самой распространённой породой является хвоя – так как она недорогая, долговечная и достаточно прочная. Цена вагонки более выгодная, например если сравнивать с аналогичным изделием из дуба, липы или лиственницы. Для достижения особых декоративных свойств или реализации дизайнерских решений, будет достаточно применить тонирующие составы, тем более это не будет лишним если применять современные краски, производящиеся с добавлением антисептических добавок для примера рекомендуем использовать КРАСУЛА (KRASULA) защитный тонирующий состав.
Вагонка штиль сосна
Вагонка штиль лиственница
Для достижения оптимального качества за основу изделия берется первосортная обрезная доска, связанно это с минимальным количеством дефектов и пороков (черных и выпавших сучков, изменение окраса, острый обзол, дефекты обработки и т.д.). Такое сырье пилится исключительно из здорового и зеленого леса, исключая наличие грибков, гнили плесени, древо точащих насекомых. Подробно о классификации пороков написано в статье.
Важно! По ГОСТ стандартам, на обратной стороне профилированной ламели допускается незначительное количество тупого обзола, важным условием является тот факт что бы он не попадался на видимой части доски и ее элементы – замок шипа или паза.
Обязательно необходимо учитывать процент влажности доски в любых погонажных изделиях в общем и для вагонки в частности, применяемой для отделки как в наружных так и внутренних помещениях. Во-первых это необходимое условие для качественного строгания и фрезерования, что позволяет контролировать показатель шероховатость поверхностей. Во-вторых это напрямую связано как с условиями и качеством хранения, так и с дальнейшей эксплуатации изделия.
Таким образом, мы понимаем что процесс изготовления погонажных изделий это процесс многоступенчатый:
- Выбираем породу из соображений цена, качество, долговечность.
- Выбираем качественную заготовку, предварительно сушим в камере до 8-10 процентов, и только потом профилируем на деревообрабатывающем много профильном станке.
- Готовые изделия еще раз сортируются подробно в статье сортировка вагонки и упаковываются в вакуумную упаковку, защищающую от пыли и влажности.
Так формируется стоимость и если продавец предлагает вам нечто дешевле средне рыночной цены, значит на каком-то этапе производственного цикла он сэкономил понизив качество готовой продукции и не дорожа репутацией и с целью единовременной выгоды предлагаем низкосортную продукцию по завышенной стоимости.