Каркасный гараж из бруса
Темы, посвящённые строительству гаражей, теплиц и хозяйственных построек, традиционно вызывают повышенный интерес у пользователей FORUMHOUSE. Сказывается востребованность подобных объектов на участке и возможность их самостоятельного строительства за разумные деньги. Многие начинают строительство большого дома с малых архитектурных форм — и руку можно набить, и силы свои проверить.
Наш портал уже рассказывал, как построить бюджетную и функциональную бытовку. В сегодняшнем материале мы расскажем, как построить на деревянных столбах каркасный гараж своими руками на примере пошагового описания истории участника портала с ником Alano.
Как построить каркасный гараж
Любую стройку следует начинать с проекта. Поэтому, прежде чем начать строить хозяйственную постройку или каркасный гараж своими руками, необходимо определиться с функционалом строения и все тщательно рассчитать. Задаём себе вопросы: сколько машин ставить – одну или две, что будет храниться, нужно ли оставить место под станки, гаражные инструменты, стройматериалы и т.д. Отсюда: двигаясь от общего к частному, т.е. конкретным узлам, мы переходим к расчёту размеров строения. Интересен ход мыслей Alano.
AlanoПользователь FORUMHOUSE
Я решил построить гараж, в котором будет храниться садовый инвентарь, строительные материалы, инструменты, станки и т.д. Т.е. гараж предполагается больше использовать не для автомобиля, а как мастерскую.
Разобравшись с требованиями к функционалу строения, Alano перешёл к расчёту размеров и конструктива гаража. Соорудить его он решил по каркасной технологии, как оптимального способа строительства в одни руки. Ширину и длину: 6000х7700 мм, и высоту в 3000 мм пользователь высчитал так.
Длина стандартного пиломатериала – 6 метров, а значит, приведя ширину каркасного гаража к этому размеру, мы упрощаем строительство и делаем его более дешевым, т.к. не нужно сращивать стропила и обрезать их. Длина гаража в 7 метров позволит без труда хранить шестиметровые доски и металлопрокат в виде уголков, труб и т.д. Но оказалось, что выбрав такую длину, придётся резать металлочерепицу. Чтобы уйти от необходимости обрезки кровельного покрытия, длину каркасного гаража увеличили до 7.7 метров.
Подогнав габариты строения под стандартные размеры стройматериалов, мы удешевляем и упрощаем строительство, т.к. уменьшаем количество отходов.
В качестве фундамента каркасного гаража Alano, после долгих раздумий, выбрал деревянные столбы — брус 15х15 см.
Решение закапывать дерево в землю спорное. Оно вызвало среди пользователей, следящих за ходом строительства, дискуссию: сгниёт или не сгниёт брус через 5-10 лет. О том, почему пользователь выбрал такой тип фундамента, мы расскажем немного позже.
Alano
Определившись с размерами гаража, я в программе SketchUp набросал его эскиз.
Зимой закупили весь необходимый для строительства пиломатериал:
- Брус 15х15 см – 2 м³.
- Доски 15х5 см – 3 м³.
- Доски 2.5х15 см – 3 м³.
Итого: 8 м³.
Купили металлочерепицу – 70 кв. м, и водостоки.
Следующий этап — расчистка площадки и строительство фундамента под каркасный гараж.
Чем Облицевать Наружные Стены Гаража: Обзор Лучших Вариантов
Отделка пристроенного к дому гаража
К внешнему виду построек в частных хозяйствах, в том числе, и нежилых, предъявляются повышенные требования. Каждый хозяин хочет, чтобы его территория была ухожена, а экстерьер строений радовал глаз.
Помимо эстетической составляющей, облицовка любых сооружений должна быть функциональной. Чем облицевать наружные стены гаража, чтобы он в течение долгого времени служил надежным укрытием для автомобиля и украшал территорию, разберемся в этой статье.
Из чего может быть построен гараж
Прежде чем рассматривать виды возможной облицовки для частного гаража, необходимо понять, из каких материалов он может быть построен.
Варианты конструкций могут быть:
- капитальными и разборными;
- утепленными и холодными;
- пристроенными к дому, и отдельно стоящими.
Капитальный гараж, облицованный в соответствии с общей концепцией
Важно! Для любого строения необходим фундамент. Его устройство также зависит от используемого при возведении гаража материала.
Дерево
Постройки из древесины достаточно быстро возводятся, в том числе, и своими руками. Можно соорудить каркасное строение или конструкцию из бруса или бревен (подробней читайте тут).
Современные защитные материалы позволяют провести обработку дерева от климатических воздействий, огня и повреждений вредителями, что увеличивает срок его службы. Для загородных коттеджей, оформленных в эко-стиле, гараж из бревна станет лучшим решением.
Металл
На металлический каркас, смонтированный с использованием сварочного аппарата, можно установить листы профнастила. Такие конструкции — быстро возводятся, но они холодные и без монтажа хорошей теплоизоляции не предназначены для проведения в них долгого времени.
Бетонные блоки
Блоки из различных видов бетона постепенно становятся очень популярными и вытесняют используемый ранее повсеместно кирпич (подробней читайте тут). Обусловлено это меньшими трудозатратами при кладке, ее скоростью, характеристиками и стоимостью материала. Чтобы защитить постройку от влаги, можно обработать строение снаружи акриловой грунтовкой.
Железобетон
Гаражи из железобетона прослужат долгие годы, но само строительство — мероприятие сложное и трудоемкое. К тому же следует особое внимание уделить правильному выбору и монтажу фундамента, так на нем будет стоять массивная конструкция.
Железобетонное сооружение
Сэндвич-панели
Сооружения из панелей относятся к практичным и бюджетным строениям. При грамотной подготовке бетонного основания и точной сборке каркаса установку стен и крыши можно выполнить за сутки.
Постройка из сэндвич-панелей
Кирпич
Выбирая этот материал для строительства, необходимо взвесить финансовую составляющую, так как кирпичные постройки нельзя назвать дешевыми. К тому же без знаний и навыков, как осуществляется кладка, построить гараж довольно проблематично.
Если все изложенное не пугает, то после окончания строительства можно получить долговечное, прочное, надежное и привлекательное внешне строение.
Капитальное кирпичное строение
Некоторые виды построек не требуют обязательной облицовки. К таким сооружениям относятся, например, конструкции из блоков (их можно просто обработать составом, защищающим от влаги), кирпича, профлиста или сэндвич-панелей.
Варианты утепления установленных сооружений зависят от их предназначения: будут ли гаражи использоваться исключительно для хранения транспортных средств или там предполагается оборудовать мастерскую, кладовку для заготовок или комнату отдыха.
Требования к наружной отделке
Рассматривая различные варианты финишной отделки стен гаража, необходимо учитывать требования, предъявляемые к облицовке.
Капитальный гараж, отделанный камнем
Отделочный материал должен быть:
- прочным;
- не терять внешний вид в течение долгого срока эксплуатации;
- надежным;
- устойчивым к механическим воздействиям и истиранию;
- практичным, простым в уходе;
- стойким к климатическим (осадкам, температурам, ветру, солнечному свету) и биологическим воздействиям;
- внешне привлекательным;
- по возможности бюджетным.
Варианты облицовки
Из видео в этой статье можно почерпнуть больше информации.
Гараж должен выглядеть презентабельно и не выбиваться экстерьером из стиля остального архитектурного ансамбля.
Презентабельное здание гаража
В качестве финишных облицовочных решений можно рассмотреть следующие варианты:
Окрашивание
Краска для наружных работ
Применение краски для отделки наружных поверхностей является одним из наиболее простых способов их защиты и декорирования. Основные достоинства использования ЛКМ — доступная цена и простота нанесения.
С такой работой может справиться любой человек. К тому же для окрашивания строения понадобится совсем немного приспособлений: щетка для очистки оснований, валик для нанесения состава, лоток для краски и, собственно, краска. Можно также использовать краскопульт для ускорения процесса.
Инструкция по нанесению не отличается особой сложностью:
- подготавливается поверхность, для чего ее следует очистить и выровнять;
- наносится грунтовочный состав;
- производится окрашивание несколькими слоями, с высыханием каждого из них.
Использовать этот метод можно для деревянных, металлических или бетонных построек. Также краской отделывают и стены с нанесенной штукатуркой.
Важно! Краска должна быть предназначена для проведения отделки вне помещений.
Ассортимент ЛКМ позволяет подобрать необходимый оттенок и фактуру. Правильно выбранный состав надежно и надолго защитит строение от внешних разрушительных воздействий.
На что следует обратить внимание при выборе материала:
- стойкость к ультрафиолету и температурам;
- водонепроницаемость;
- прочность;
- эластичность;
- отсутствие статического притяжения;
- степень адгезии к материалам.
Для внешних работ рекомендуется выбирать акриловые, силикатные, масляные или силиконовые краски.
Нанесение штукатурки
Штукатурный состав для проведения облицовки
Облицовка наружных и внутренних стен строений при помощи штукатурки была и остается популярным методом отделки. Благодаря этим составам поверхность можно выровнять и устроить эстетичное, аккуратное и долговечное покрытие. К тому же стоимость материалов и простота работы с ними позволяют использовать оштукатуривание оснований любому.
Выпускаемые структурные виды, например, «короед», позволяют создать интересную облицовку. При желании обработанные стены можно отделать другими видами покрытий.
Технология проведения оштукатуривания:
- стены очищаются: удаляются отслоившиеся фрагменты поверхности, дефекты и загрязнения;
- основание обрабатывается грунтовкой (ее вид подбирается в зависимости от материала, из которого построен гараж) с фунгицидами в составе и высушивается;
- наносится стартовая штукатурка, в нее утапливается армирующая сетка, поверхность выравнивается;
- затем используется финишный состав (он может быть декоративным или фактурным), который затирается при помощи специального инструмента.
Отделка сайдингом
Использование сайдинга позволяет получить очень презентабельно выглядящее строение. Материал выполняет также и защитную функцию, предохраняя стены и теплоизоляцию от воздействий погоды.
Производится несколько видов покрытий:
Виниловое
Покрытие из поливинилхлорида
Материал, изготовленный из ПВХ, отличается:
- гибкостью;
- легкостью;
- стойкостью к воздействию ультрафиолета, влаги и температурных перепадов:
- простотой установки.
Облицовка гаража виниловым сайдингом
Металлическое
Металлические панели «под дерево»
Покрытие может быть изготовлено из алюминия или оцинкованной стали.
Несмотря на высокую стоимость, материал обладает привлекательностью за счет:
- стойкости к коррозии;
- отсутствия деформаций при перепадах температур;
- пожаростойкости;
- долговечности;
- возможности выдерживать значительные ветровые нагрузки;
- большого разнообразия оттенков и фактур;
- легкости установки.
Облицовка гаража металлическим сайдингом, имитирующим фактуру бревна
Цементное, в том числе и с керамическим покрытием
Фиброцементные покрытия различных фактур
Материал не так распространен на рынке, как первые два вида, но имеются предпосылки для его продвижения. Стоимость покрытия относится к бюджетной категории, к тому же сайдинг экологически безопасен.
Облицовочные панели производятся с добавлением фиброволокна, которое позволяет повысить жесткость материала. Цементный сайдинг пожаробезопасен, долго служит и выглядит очень привлекательно, но достаточно дорого стоит.
Облицовка фиброцементным сайдингом
Из ДПК
Сайдинг из ДПК для отделки фасадов
Этот вид сайдинга, изготовленный из смеси древесной муки, пластика и аддитивов, обладает великолепными эксплуатационными и декоративными характеристиками:
- высокой ударной прочностью;
- стойкостью к ультрафиолету;
- неподверженностью воздействиям влаги, вследствие чего материал не трескается, ему не страшны усушка и коробление;
- эксплуатацией в диапазоне -40…+80 градусов;
- отсутствием необходимости в проведении периодического обслуживания;
- стойкостью к поражению микроорганизмами;
- хорошей теплоизоляцией;
- простотой монтажа без специальных навыков.
Отделка гаража древесно-полимерным композитом
Для монтажа любого сайдинга применяется обрешетка из металлического профиля или деревянных брусков. Как правило, под покрытие устанавливается теплоизоляция с прикрепленной влаго- и ветрозащитной пленкой.
Материал немного напоминает вагонку, но отличается овальной формой. Стоимость отделки гаража таким покрытием превышает почти все рассмотренные выше варианты.
Внешний облик строений, отделанных блок-хаусом, заслуживает только восторженных отзывов, но за облицовкой требуется постоянных уход. Несмотря на обработку защитными составами, строение может довольно быстро потерять красивый внешний вид из-за воздействия осадков.
Однако использование этого натурального строительного материала при обшивке других строений на участке не предполагает применение других видов покрытий.
Отделка вагонкой
Не только внутреннюю, но и наружную отделку можно выполнить и при помощи вагонки, изготовленной из хвойных или лиственных пород древесины. Доска — экологически чистый, прочный, легко устанавливаемый материал, обладающий хорошей теплоизоляционной способностью. К тому же ее стоимость совершенно не отпугивает потребителя.
Облицовку гаража можно выполнить вагонкой, относящейся к классам А или В. Монтаж проводится на деревянную обрешетку. Установку облегчает система шип/паз. Фиксация досок производится при помощи гвоздей, кляймеров или скоб.
Облицовка камнем
Камень для облицовки фасадов
Желание иметь роскошно и благородно выглядящее, прочное, надежное, стойкое к влаге, температурам, механическим воздействиям и долговечное сооружение (как на фото) приводит к выбору в качестве отделочного материала камня. Конечно, уникальное строение обойдется для его хозяина в приличную сумму.
Облицовка стен гаража камнем
Некоторой экономии можно достичь, используя искусственные аналоги. В данном случае предоставляется больший выбор видов материала.
Фиксация камня осуществляется на специальные клеевые растворы, к характеристикам которых предъявляются серьезные требования.
Важно! Фундамент гаража, облицованного камнем, также как и в случаях с кирпичными и бетонными постройками, должен быть способен выдержать массивное сооружение.
Комбинированная облицовка гаража
Как видно, вариантов, чем облицевать наружные стены гаража — масса. Каждый может выбрать способ отделки в зависимости от его материальных возможностей, предпочтений, требований к функциональным и эстетическим характеристикам.
Материал для обшивки гаража. Как не растеряться в строительном магазине?
Чем обшить гараж изнутри, чтобы было выгодно по деньгам и практично в эксплуатации? Все зависит от внутренней отделки. Если помещение выложено из кирпича или шлакоблока, перед обшивкой его стены необходимо поштукатурить и утеплить. Если гараж сделан из листов железа, утепление стен тоже обязательно.
Обшивка деревом (источник фото: Яндекс.Картинки)
Ставьте
Возведение фундамента под каркасный гараж
В качестве основания Alano выбрал деревянные столбы, и так объясняет свой выбор:
Alano
Я перебирал разные типы фундаментов — свайный, бетонный столбчатый, залитый в рубероидную «рубашку». Думал над винтовыми сваями и т.д. Как мне кажется, оптимальный тип фундамента для каркасного гаража — это прочная монолитная плита, но прежде чем её залить, надо определиться со всеми инженерными коммуникациями. Вода, электропроводка. Делать или не делать смотровую яму. Где сделать водоотвод, чтобы можно было помыть в гараже машину. Где будут устанавливаться стеллажи, станки, верстак. Нюансов много.
В этой статье рассказывается о базовых принципах проектирования инженерных коммуникаций в загородном доме.
Пользователь решил отложить заливку плиты на потом, когда строение будет обжито, и станет понятно, где что ставить и подключать. И только со временем залить плиту, на которую будет опираться деревянный каркас гаража.
В итоге: деревянный каркас стоит на плите и на столбах. Если со временем деревянные столбы сгниют в земле, каркас всё равно останется стоять на бетонной плите.
Процесс подобной переделки наглядно демонстрируют следующие картинки.
Alano решил пробурить шурфы, вставить в них брус и залить его бетонным растовром. Затем обвязать брус досками, врезать укосины, сделать стены и смонтировать крышу, чтобы далее вести все работы не под открытым небом.
Также пользователя привлекла скорость возведения и бюджетность выбранного им фундамента. На его возведение ушло около 6 мешков цемента и 13 метров бруса, пропитанного антисептиком. По деньгам по расчетам вышло — 3500-4000 руб.
Схема ниже показывает, как выглядит такой фундамент.
Разобравшись с особенностями фундамента, можно начинать его сооружать. Для удобства всё строительство каркасника разбито на ряд последовательных шагов. Чтобы построить каркасный гараж своими руками, необходимо:
- Расчистить площадку под будущую постройку и выравнять участок.
- Произвести разметку фундамента. Для этого натянуть шнурку по периметру строительства. В качестве шнурки пользователь выбрал полипропиленовый шпагат белого цвета, который он натянул по горизонту, используя лазерный уровень.
- Предварительно разметив основу гаража, промерить все стороны, диагонали и контровать прямолинейность углов, иначе фундамент может получиться в виде неравнобедренной трапеции.
Alano
Маркером отмечаем места пересечения шнурок по углам. Это позволит поправить шнурку, если она сдвинется. Затем ставим маркером на шнурке три точки — центр бруса и его грани. По этим отметкам выравниваем столбы. Далее отвесом, через центральную метку, проецируем на землю точку — место для бурения отверстий под столбы, сместив отметку внутрь на 7.5 см, чтобы попасть в центр.
После пробного бурения выяснилось, что брус в шурф входит впритык, а ещё предстоит его бетонирование.
Выход – увеличиваем диаметр рабочей части ручного бура. Как это сделал Alano, показано на следующих фото.
Было
Стало
Кроме увеличения диаметра бура, также пришлось увеличить и глубину бурения, нарастив длину бура трубой.
Alano
Я бурил землю на глубину 1200 мм и подрезал стенки лопатой, чтобы получить внизу расширение. Излишки грунта извлекал буром. Затем утрамбовал грунт брусом, залил на дно шурфа бетон, около 200-300 мм. Далее установил столбы, выровнял их, зафиксировал и полностью забетонировал.
Концы столбов в конструкции, которые будут бетонироваться, торцуются бензопилой. Они должны обрабатываться антисептиком и для прочности дополнительно промазываться отработкой.
В этой статье рассказывается, как своими руками сделать ручной бур.
Чтобы в одиночку поднять брус, а при опускании его в яму не разворотить её стенки, ставим подпорную доску толщиной 2.5 см. Поднимаем столб, упирая его в доску.
И ещё одна рекомендация от Alano — т.к. пиломатериал может быть кривой, перед установкой столбов с помощью шнурки проверяем геометрию бруса.
Самый ровный брус ставим по углам и в проёмы двери и ворот.
Монтаж кровли каркасного гаража
Сделав обвязку бруса, пользователь перешёл к изготовлению стропильной системы в виде ферм, которые собирались на земле.
Фанерные накладки крепились с помощью гвоздей и саморезов.
Шаг установки ферм – 800 мм.
Глядя на фермы, возникает вопрос, как их поднять на высоту и смонтировать в одиночку. Для этого Alano пошел на такую хитрость.
Alano
Я собирал фермы внизу и только потом поднимал их наверх. Делал это так — переворачивал ферму вверх ногами, чтобы она стояла на одной стропильной ноге, а вторую стропильную ногу забрасывал наверх и фиксировал тросом, чтобы она не съехала во время подъема.
Затем противоположную стропильную ногу фермы ставил на козлы, и потом, уже с козел, поднимал её наверх.
Далее при помощи упорной доски ферма временно фиксируется и ставится на место.
Установив фермы, можно переходить к монтажу гидроизоляции кровли и обрешётки.
Закончив с этим этапом, делается врезка горизонтальной перемычки под ворота в брус. Для этого при помощи дисковой пилы с установленной глубиной пропила на 5 см режется брус.
Топором вырубаются перемычки и стамеской зачищается поверхность паза в брусе.
Ставится перемычка.
Можно переходить к обшивке стен (внешних) доской, поставленной вертикально, прибивая её к обрешётке, не забыв смонтировать под неё легкую внутреннюю ветро- и гидрозащиту.
Доски прибивались винтовыми оцинкованными гвоздями. На этом этапе выявился один неприятный дефект — спустя месяц шляпки оцинкованных гвоздей заржавели.
По мнению пользователя, это произошло или из-за некачественного материала, или из-за того, что при ударе молотком по шляпке и трении о древесину гвоздя повреждался оцинкованный слой.
Теперь каркасный гараж приобрёл законченный вид и стал местом для хранения на полу пиломатериалов, верстака и инструментов.
Только одна стена осталась недоделанной, т.к. досок просто не хватило.
В таком виде, как на фото ниже, гараж-хозблок встретил первую зиму 2015 года.
После того как привезли ещё 2 куб. м досок, работа продолжилась. Какой вариант получился у Alano в итоге, хорошо видно на фото ниже.
В дальнейшие планы пользователя входит изготовление деревянных самодельных окон и их монтаж в оконные проёмы, а также установка дверей и ворот. Примерная смета на строительство каркасного гаража своими руками на данном этапе не превысила 120-130 тыс. руб.
В теме на FOUMHOUSE рассказывается, как в одиночку построить каркасный гараж, и как изготовить для него деревянные окна и многие другие красивые столярные изделия.
Также рекомендуем прочесть статьи о нюансах строительства свайно-ростверкового фундамента, и как возвести простой и надёжный фундамент под бытовку.
А из этих видео вы узнаете, как самостоятельно построить гараж-мастерскую с мансардным этажом, и как правильно пристроить гараж к каменному дому.
Количество пиломатериалов
Для постройки гаража 6х4 метра по приведенному на рисунке ниже чертежу, вам понадобится: Брус 100х100х6000 для каркаса — 1,08 кубометра или 18 штук. Брус 100х150х6000 для стойки ворот/двери и цокольной обвязки — 0,63 кубометра или 7 штук. Доска 25х100х3000 на обрешетку и обшивку — 1,5 кубометра или порядка 200 штук. Доска 50х150×6000 на стропила, полы, каркас ворот/двери — 2,03 кубометра или 45 штук.
Нижняя обвязка каркаса гаража
Нижние венцы постройки сложены из соединенного «в лапу» бруса сечением 100х150, пропитанного отработанным машинным маслом. Можно обработать нижние грани венцов на этапе сборки каркаса, а пропитку остальных сторон отложить до настила пола. Дополнительно укрепить соединения венцов цокольной обвязки между собой можно стальным уголком или скобами.
Выбор и приобретение бруса для гаража
При выборе бруса следует обратить внимание на следующие характеристики:
- насколько выбранный материал сухой, нуждается ли он в дополнительной сушке;
- нет ли мест повреждения материала: растрескивания, поражения грибком и т.д.
Если есть средства, лучше выбрать не простой, а профилированный брус. Его преимущества перед обычным прямоугольным или квадратным брусом в том, что он:
- обладает различными выемками и шипами, обеспечивающими более плотное прилегание брусьев;
- выпилен по заданным размерам, что также помогает в теплоизоляции, не допуская смещения швов и перепадов венцов;
- отличается хорошими внешними характеристиками: вам не надо тратиться на обработку дерева и дополнительную отделку;
- дает более равномерную усадку гаража по сравнению с простым брусом.
Единственный недостаток профилированного бруса — довольно высокая цена, оплатить стоимость этого вида материала может не каждый автовладелец. Цена за куб профилированного бруса естественной влажности варьируется от 7800 до 9000 рублей в зависимости от региона нашей страны и бренда компании.
Фундамент
Строительство каркасного гаража начинается с проектирования. А работы по его возведению начинаются с закладывания фундамента. Стены будущего гаражного строения могут быть лёгкими и холодными, но основание должно быть глубоким (при наличии смотровой ямы) и прочным.
Чаще всего в качестве основы под каркасный гараж используют фундаментную плиту. Она имеет достаточные показатели прочности, и укладывается в короткие сроки. Однако при этом отличается весом и требует работы погрузочно-разгрузочной техники. При использовании подъёмного крана плита укладывается на место будущего подсобного строения в течение часа.
Плита фундамента.
Перед укладыванием плиты проводят подготовительные работы – разравнивают грунт, при необходимости делают небольшое углубление или наоборот, приподнимают будущее, выполняя насыпь. При укладывании бетонной плиты в яму её дно предварительно отсыпают слоем песка – для отвода грунтовой воды, в качестве дренажного слоя. Если же плита укладывается поверх грунта без заглубления, или на возвышенном месте, то достаточно разровнять и утрамбовать землю.
Готовую фундаментную плиту используют в том случае, если под гаражом нет необходимости сооружать смотровую яму. Если же есть необходимость в традиционной гаражной яме, то сначала сооружают её, и только после – приступают к фундаменту, стенам и крыше.
Яма для гаража обустраивается в виде грунтового заглубления необходимой длины, ширины и глубины. Её стены выкладываются кирпичом, или отливаются бетоном, дно также выкладывают небольшой бетонной плитой. После обустройства ямы – приступают к заливке основной фундаментной плиты.
Монолитный фундамент со смотровой ямой.
Для подготовки грунта к заливке дно будущей плиты отсыпают песком. После этого песок проливают водой и трамбуют. Поверх – выкладывают каркас будущего фундамента – из металлической арматуры, сетки, проволоки, по периметру фундамента сооружают опалубку. После – льют бетон.
На застывание фундаментной плиты дают месяц. Наступать на плиту основания можно уже через сутки. Бетон будет достаточно прочным, чтобы выдержать вес человека и проводить дальнейшие строительные работы. А вот ставить автомобиль можно только после набора окончательной прочности – через 28 календарных дней.
На заметку Если работы выполняются в жару, то поверхность бетона накрывают мокрой холстиной, для того чтобы предупредить чрезмерное её высыхание и растрескивание плиты из-за быстрого испарения влаги с его поверхности. Периодически, по мере высыхания, холст смачивают водой, для поддержания влаги в поверхностном слое бетона.
Поверхность гаражной плиты должны быть влагостойкой. При постановке машины с её колёс и днища будет сливаться вода. Проникая в поры бетона, при замерзании капли влаги будут расширять поры, инициировать растрескивание поверхности. Поэтому перед заливкой бетона в смесь добавляют влагостойкие компоненты типа Пенетрон, Аквастоп. При установки готовой фундаментной плиты её поверхность пропитывают водостойкой смесью.
Сборка каркаса
Сборка каркаса под гараж начинается с обустройства вертикальных опор. При этом опоры могут бетонироваться в плиту фундамента в процессе заливки, или могут быть прикреплены к бетонному основанию на анкерные соединения, вместе с нижней обвязкой. Наиболее качественный и надёжный вариант – бетонирование стоек с заглублением в фундаментную плиту и грунт. Его используют для строительства на открытых местах с большой ветровой нагрузкой. Он требует сооружения ямы для каждой опоры и её отдельное цементирование.
Стойки в грунте с бетонированием.
Более простой и доступный вариант – использование нижних лаг и крепёжных элементов. В этом способе вертикальная опора не заглубляется в грунт, а крепится с помощью металлического уголка к бетонному полу или деревянной балке, которая выполняет роль нижней обвязки. Такую балку предварительно крепят к плите фундамента, и после – устанавливают на неё опоры каркаса.
Поверх вертикальных несущих опор кладут верхние горизонтальные лаги. На них – сооружают перекрытия под крышу. Сама крыша сооружается из кровельных листов, которые укладывают поверх лаг перекрытия (элементов кровельного каркаса). Нижний ряд кровли укладывается с небольшим свешиванием.
Его край должен выходить за периметр строения на 50-60 см. Такой свес крыши предупреждает излишнее намокание стен и этим обеспечивает их сухость, долговечность и отсутствие влаги, плесени в гараже. Минимальный размер карниза, до полуметра, гарантирует защиту стен от слива сточной дождевой воды.
На заметку Сборка каркаса с помощью резьбовых элементов обеспечивает возможность демонтажа гаража и его переустановки на другом месте. Каркасный гараж при необходимости может быть разобран, если крепления будут выполнены с помощью болтов, шурупов. Сборка на болты и шурупы обеспечивает возможность демонтажа стен, крыши и каркаса гаражного строения.
Подробнее о соединении опор каркасного гаража – на видео.
Инструкция по постройке каркасного гаража из дерева
Перед тем как построить каркасный гараж, нужно решить, как он будет использоваться. В случае, когда внутри необходимо поддерживать комнатную температуру, с внешней стороны устраивают дополнительную изоляцию между обрешеткой и обшивкой. Необходимо предусмотреть место для размещения отопительного оборудования.
Делаем фундамент
В качестве примера рассмотрим установку несущих столбов. Есть несколько способов их изготовления: кирпичная кладка, заливка смесью с высоким содержанием крупного наполнителя стальных и асбестовых труб, бетонные блоки, изготовление столбов методом опалубки.
Этапы работы
- Сначала подготавливают площадку. Ее выравнивают и проверяют по уровню. Перекосы не допускаются.
- Контуры постройки обозначают кольями и натянутой между ними веревкой.
- Положение столбов отмечают пересечением веревок, натянутых между краями. Затем по отметкам роют углубления шириной 0,25 м и глубиной 1-1,2 м. Расстояние между опорами составляет 0,8-1,2 м. Для работ удобнее использовать ручной бур.
- Дно засыпают щебнем и песком. Толщина каждого слоя — 10-20 см. Песок трамбуют, поливая водой из шланга.
- Из досок или подручных материалов изготавливают опалубку и опускают ее в котлованы, чтобы раствор не уходил в грунт. Дно выстилают рубероидом или полиэтиленовой пленкой. Конструкцию выравнивают. Допустимое отклонение — 5 мм.
- Внутрь закладывают арматуру, собранную на поверхности. Она состоит из параллельных стальных стержней, привязанных к перпендикулярным скобам монтажной проволокой. Также применяют сварные соединения.
- Опалубку заполняют смесью с повышенным содержанием щебня. Чтобы внутри не оставалось воздушных пустот, раствор постоянно протыкают стальным прутом в процессе заливки.
- Раствор схватывается в течение одного месяца. В этот период нагружать фундамент нельзя.
Бетонирование лучше проводить при положительных температурах. Зимой опалубку придется постоянно прогревать, чтобы смесь могла набрать хотя бы часть марочной прочности. В холодное время, чтобы построить каркасный гараж из дерева своими руками, в землю вбивают готовые сваи.
Instagram @stepanfed.1982 Instagram @stepanfed.1982
Преимуществом свайного фундамента является то, что его удобно использовать для пристроек. Плитный и ленточный было бы сложно объединить с цоколем главного здания. Между ними потребовался бы температурный шов, гасящий напряжение при деформации. Они возникают в следствии неравномерной усадки. Дом уже погрузился в грунт, а пристройка еще не успела занять окончательное положение. Ей потребуется для этого три года.
Готовим нижнюю обвязку
Когда опоры готовы, сверху на них укладывают несущую обрешетку из стального профиля или дерева. На ней будет стоять наземная часть конструкции. Материалом для балок служит брус 15х15 см. Монтаж не займет много времени.
Пошаговый процесс
- Сверху опоры застилают рубероидом, укладывая его слоем по 2-3 листа.
- У каждого бруса с торца срезают половину его толщины на 15 см. Это необходимо для более плотной стыковки между деталями.
- Рама выдерживает большие нагрузки, поэтому даже длинных шурупов и анкеров будет недостаточно. На стыки балок по бокам накладывают стальные пластины с отверстиями и плотно стягивают их длинными широкими саморезами. На перпендикулярных стыках удобно использовать металлические уголки. Ими закрепляют ребра жесткости, соединяющие периметр. Если планируется создание смотровой ямы, в обрешетке делают окно соответствующего размера.
- Раму обшивают досками с сечением 5х15 или 2,5х15 см, формирующими напольное покрытие. Сверху под колеса машины укладывают дополнительный настил или технический линолеум.
Instagram @tverskoy_master Instagram @tverskoy_master Instagram @tverskoy_master
Строим несущие стены
Основание представляет собой вертикальные балки, смонтированные на нижнюю обвязку. Их ставят с шагом 0,6-0,8 м, начиная с углов, и фиксируют верхней обвязкой. Затем делают внешнюю обшивку гипсокартоном или влагостойкими плитами ОСБ.
Чтобы повысить прочность, между стойками располагают ребра жесткости на одном или двух уровнях. Углы дополнительно обшивают диагональными досками толщиной 2,5 см. Каждый сборный элемент необходимо выставлять по строительному уровню.Если конструкция является пристройкой к жилому зданию, между ними нет необходимости возводить стену. Вертикальную и горизонтальную раму монтируют на готовое вертикальное основание.
Instagram @bumiko_framer Instagram @klepalovstolyar Instagram @klepalovstolyar
Монтируем кровлю
Стропила фиксируют на верхней обвязке. Их изготавливают из досок 2,5х15 см, поставленных на ребро и обрезанных под нужным углом в местах сопряжения с низом и коньком. В качестве крепежей используют стальные уголки и пластины. Каждый ряд стропил размещают над стеновыми стойками. Сверху делают обрешетку, на которую монтируют кровельные материалы. Ее крепят на гвозди или саморезы.
Обшиваем стены
Когда несущие рамы готовы, проводится их утепление, звукоизоляция и отделка. С внешней стороны подшивают металлические листы, сайдинг, укладывают дополнительный слой гипсокартона либо проводят штукатурные работы. При необходимости поверхность грунтуют и красят.
Instagram @greenwood_tsk Instagram @greenwood_tsk Instagram @greenwood_tsk Instagram @greenwood_tsk
Если есть возможность провести внутрь отопление, не нарушая пожарную безопасность, наружную часть утепляют. Как правило, в этом нет необходимости, так как легкие постройки предназначены в основном для размещения автомобиля. Отопление нужно для помещений, где планируется проводить много времени, например, для мастерских.
Утеплитель укладывают в ячейки, закрытые полиэтиленовой пленкой. Ее стелют с нахлестом 10 см и скрепляют скотчем. Чаще всего применяют три вида утеплителя: минеральная вата, пенополистирол, пенополиуретан.
Последний вариант наиболее функционален. Покрытие напыляют из баллончика. Чтобы покрыть большую площадь, потребуется профессиональное оборудование. Преимуществом такого способа является отсутствие мостиков холода — пустот или твердых проводников — анкеров, гвоздей и шурупов. Холод по ним легко проникает внутрь. Сверху материал закрывают герметичным слоем полиэтилена и отделывают фанерой, гипсокартоном или вагонкой.
Выбор материала
Чаще всего гаражи строят из нестроганых досок влажностью 12–14%, но нередко используют и пиломатериал естественной влажности. Последний обойдется несколько дешевле, но гараж из таких досок нельзя обшивать на чистовую в первый год, что приводит к перерасходу материала. Поэтому опытные строители используют только хорошо высушенные доски.
В качестве несущих элементов используют брус сечением 100х100 мм или доску сечением 50х250 мм. В качестве внутреннего каркаса стен используют доску сечением 25х100 мм. Для утепления применяют пенопласт или минеральную вату толщиной до 5 см, а в холодных регионах до 10 см. Для наружной обшивки применяют водостойкую ОСП толщиной 15–20 мм, вагонную доску или металлический профнастил. Для внутренней обшивки применяют ДВП, фанеру толщиной 5–10 мм или такой же толщины ОСП. Такая комбинация материалов позволяет создать прочный и недорогой гараж.
Строительство фундамента
Составив проект или чертеж и привязав его к местности, завезите все необходимые материалы для создания фундамента. При создании фундамента учитывайте, что смотровая яма значительно увеличивает функциональность гаража, позволяя не только хранить, но также обслуживать и ремонтировать автомобиль. Если же смотровая яма вам не нужна, то вы можете выбрать и построить фундамент, пользуясь информацией из статей Какой фундамент лучше подойдет для дома из бруса — особенности расчета и Крепление бруса к разным видам фундамента .
Если вы решили строить яму, то технологию создания фундамента придется изменить, вырыв котлован под нее. Глубину ямы определяйте исходя из своего роста и потребностей. Можно сделать лежачую яму, обрудовав ее тележкой, можно сделать сидячую или стоячую яму. Разница лишь в высоте и в том, что в стоячей яме вы сможете выполнять любые виды работ, в сидячей не сможете нормально снимать мотор и коробку, а лежачая яма подойдет лишь для небольшого обслуживания автомобиля. Вот ориентировочные глубины ямы и котлована для нее:
- лежачая 50/80 см;
- сидячая 130/170 см;
- стоячая 170/210 см.
Для бетонирования ямы используйте такую же технологию, как и для заливки бетонного ростверка. В яме можете предусмотреть ниши для инструмента. Ширина готовой ямы должна быть на 5–10 см меньше расстояния между внутренней стороной колес одной оси. На поверхности ямы закрепите уголки или стальные трубы, которые не позволят автомобилю упасть в нее.
Если вы собираетесь ставить железные ворота, то предусмотрите крепежные элементы для них. В зависимости от модели ворот это могут быть как 2 вертикальных столба с крепежными элементами (навесами), так и 4–6 столбов. Если же вы собираетесь устанавливать роллетные ворота, то для их крепления можно использовать деревянные стены и потолок.
Сборка каркаса
Сначала вам необходимо собрать на земле боковые стены. Для этого, в соответствии с проектом, нарежьте вертикальные, горизонтальные и диагональные элементы, после чего приступайте к сборке. Эту операцию вы сможете выполнить самостоятельно. Для крепления досок друг к другу используйте металлические уголки и мощные саморезы. Эти принадлежности продают в большинстве строительных магазинов. Обязательно проверяйте углы крайних досок, ведь от них зависит форма гаража. Оптимальное расстояние между вертикальными досками составляет 70–100 см, а между горизонтальными 120–150 см. Особое внимание уделите крепежным отверстиям, ведь даже небольшая ошибка приведет к тому, что вы не сможете с первого раза установить стену на место.
Монтаж стены необходимо проводить силами двух–трех человек, а если длина стены больше 6 метров, или высота свыше 3 метров, то придется или позвать больше людей или использовать кран.
Если же у вас нет возможности собрать больше двух человек или использовать кран, то сначала соберите коробку каждой стены, состоящую из двух вертикальных и двух горизонтальных досок. Установить такой короб можно силами двух человек. Установите оба боковых короба, затем соедините их вертикальными досками, чтобы образовать задний короб. После этого соберите передний короб. Теперь можете устанавливать переносные малогабаритные леса и заполнять все коробки вертикальными и горизонтальными досками. Помните, вертикальные доски можно разрезать лишь в том случае, если вы планируете установить окно. Во всех остальных случаях они должны быть целыми. А вот горизонтальные доски нарезайте исходя из расстояния между вертикальными досками. Всю конструкцию соединяйте с помощью уголков и саморезов. Не забывайте в каждую пятую ячейку устанавливать диагональные доски.
Установка ворот
Если вы устанавливаете металлические ворота, то петли на них должны полностью соответствовать петлям на опорных элементах. Для установки роллетных ворот необходимо приглашать специалиста. Поэтому оптимальный выбор для каркасного гаража – ворота из вагонной доски. От угона автомобиля не помогут даже самые современные стальные ворота, поэтому их функция скорее декоративная. Наиболее красивым гараж получается, если обшить его вагонной доской и из нее же сделать ворота, укрепив каждую створку изнутри двумя горизонтальными и одной диагональной доской. Особый колорит гаражу придадут декоративные петли (навесы), которые продают в строительных магазинах.
Электроснабжение и отопление
Если есть возможность подключить гараж к линии электроснабжения, то обязательно получите техусловия и в соответствии с ними установите счетчик. Это избавит вас от проблем с поставщиком электроэнергии. Для отопления утепленных гаражей наиболее эффективны настенные инфракрасные электрические обогреватели. Для обогревателей обязательно установите отдельный автоматический выключатель и регулятор температуры.