Шьем детское лоскутное одеяло для начинающих. Часть 1. Создание блока
Содержание
Если вы ждете малыша и хотите сделать для него что-то своими руками или хотите сделать необычный подарок для ребенка, вы можете сшить ему лоскутное одеяло. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Что нам для этого понадобится:
1. Ткани для пэчворка. Советую использовать качественый 100% хлопок. Он не садится, не красится и сохраняет свой цвет надолго. Нам понадобятся цветные лоскутки и однотонная ткань для фона. Я буду использовать белый цвет и яркие ткани разных цветов, вы можете выбрать любую цветовую гамму. Советую использовать мелкие рисунки, так как крупные в блоке не всегда хорошо смотрятся. Можно купить в магазине ткань метражом, а можно купить уже готовые нарезанные лоскутки 50*50 см. Я использую отрез белого хлопка, несколько лоскутов 50*55 см и несколько квадратиков, оставшихся от других одеял. Также нам понадобится ткань для каймы (не обязательно).
2. Утеплитель. Хлопок, бамбук или синтепон. Не обязательно покупать его сразу. Его можно приобрести, когда ваш лоскутный верх будет уже готов.
3. Изнанка. Опять же советую 100% хлопок, расцветка может быть любая, но лучше, если она подходит по тону к лоскутному верху. Изнанку тоже можно купить после создания верха, так будет проще определиться с цветом и с размером. В основном ткань для пэчворка имеет ширину 110 см. Если вы планируете использовать ее для изнанки одеяла, нужно рассчитывать ширину лоскутного верха не шире 100-105 см. Иначе вам придется сшивать изнанку из двух частей или искать более широкую подходящую ткань.
4. Инструменты: резак, коврик для резки, линейка, ножницы, швейная машинка. Если у вас нет специальных инструментов, можно резать все ножницами.
Итак, в этот раз мы будем делать блоки для одеяла.
Сначала нужно подготовить лоскутки: нарезать ткань на квадратики. Квадратики могут быть любого размера, но не советую делать их маленькими. Я буду делать квадраты 20*20 см. Количество цветных квадратов должно быть равное количеству белых. Я буду делать одеяло 4*5 блоков, поэтому вырезаю 20 цветных и 20 белых. Если вы сомневаетесь, сколько нарезать ткани, вы всегда сможете в процессе нарезать еще.
Обязательно отрезаем кромки ткани! Если вы используете резак, можно резать ткань сразу в несколько слоев.
Когда наши ткани подготовлены, можем приступать к сшиванию блока. Для того, чтобы сделать блок «Крылья мельницы», берем 1 цветной квадрат и 1 белый и накладываем друг надруга лицевыми сторонами. Вся красота ткани должна оказаться внутри. При необходимости скалываем булавками.
На швейной машинке прошиваем блок по всему периметру! Иголки лучше использовать для хлопка, потолще №90, 100. Припуски на швы везде должны быть одинаковые! Это очень важно. Я использую стандартное положение иглы на машинке, которое дает припуск 6 мм.
Красной линией показано, где должна проходить строчка.
Теперь кладем наш блок на коврик и разрезаем по диагонали из угла в угол.
У нас получились четыре треугольника. Идем к гладильной доске и горячим утюгом с паром проглаживаем шов, не раскрывая нашу деталь. Так мы расслабим шов, он не будет морщить и лучше ляжет. Это нужно делать каждый раз после сшивания деталей: расслабили шов, раскрыли утюгом деталь и прогладили.
Расслабляем шов на четырех деталях.
Раскрываем утюгом деталь. Припуски заглаживаются на темную сторону. Можно всегда класть треугольнички темной стороной вверх и раскрывать их движением утюга снизу-вверх.
Отрезаем появившиеся «ушки».
Теперь из наших четырех квадратиков можно сложить блок «Крылья мельницы». Все ваши блоки должны быть сложены одинаково! Для удобства можно положить перед собой первый готовый блок и складывать остальные, глядя на него.
Пора сшивать наш блок! Сначала сшиваем половинки: верхние с нижними (или левые с правыми, как вам удобнее). Если хотите, можете сколоть булавками. Следите за тем, чтобы уголки хорошо и ровно легли. Так как мы разгладили все припуски на темную сторону, они отлично совмешаются.
Сшиваем на машинке. Для быстроты можно сшивать их цепочкой, один за другим, не обрезая нитей. Это существенно ускоряет работу.
Получилась вот такая цепочка. Разрезаем ниточку, расслабляем шов, раскрываем утюгом детали. Важно, чтобы припуски были разглажены в разные стороны. В одной стороне вверх от середины, в другой вниз. Так серединка лучше ляжет и не будет избыточной толщины ткани. Красными стрелочками показано направление припусков.
Сшиваем две половинки. Чтобы серединка получилась красивая, четко совмещаем ткань и фиксируем булавкой. Если вы правильно разгладили, припуски должны смотреть в разные стороны.
Прошиваем на машинке. Идем к гладильной доске, расслабляем шов и раскрываем наш блок. Центр должен сходиться в одной точке.
Если так случилось, что блок получился не совсем ровный по краям, его можно подрезать. Это один из немногих блоков, которые можно подрезать до любого размера. Все они в итоге должны получиться одинакового размера. Поэтому лучше это сделать в конце, когда у вас будут готовы все блоки.
Таким же образом сшиваем все оставшиеся блоки. Можно измерить получившийся квадрат и прикинуть, сколько блоков нужно по горизонтали и по вертикали. Мой блок получился 24*24 см, следовательно 5 блоков в длину будет 120 см минус около 3 см в припусках = 117 см. Потом будет добавлена кайма (об этом в следующем мастер-классе) и итоговый размер лоскутного верха будет больше.
Вы можете работать сразу над несколькими блоками, это ускоряет работу. Например, сначала сшить несколько квадратов 20*20 друг с другом, потом их разрезать, сшить детали и так далее. Чтобы детали не путались, сколите их булавками.
Итак, в конце этого этапа должна получиться красивая стопочка блоков для вашего одеяла. Если вы хотите их подровнять, подравнивайте все сразу, отмеряя сантиметры по линейке от середины.
В следующем мастер-классе мы с вами сошьем блоки вместе, добавим кайму и закончим работу над лоскутным верхом.
Следующие части мастер-класса вы можете прочитать здесь:
Бережливость и красота
Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты.
Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.
Коврик, Архангельская область
В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.
Одеяло №1, из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь)
Ценилось конечно и домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.
Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик
Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища.
Первыми лоскутными работами были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику.
Загадки выбора
Далеко не всегда можно понять, чем руководствуются люди, принимая те или иные решения. Как мужчины выбирают женщин¸ а женщины мужчин? Как мы выбираем друзей? Почему одни болеют за «Спартак», а другие за «Динамо»? Чем мы руководствуемся при выборе книг, любимых актёров? А при выборе профессии? Почему в одной и той же стране и при сходных условиях (как, например, в Германии 1930-х гг.) одни становятся коммунистами, а другие фашистами? Почему в демократичной Италии с сильной компартией и профсоюзами в 1920-е такую популярность, а потом и власть приобрёл малоизвестный журналист с замашками клоуна Бенито Муссолини? Или почему в православной России народ, ещё недавно ходивший в церковь и почитавший царя-батюшку, стал после революции громить храмы и жечь помещичьи усадьбы?
В последние недели вся страна обсуждает драматическую ситуацию с известным актёром Михаилом Ефремовым. Одни, осуждая его за пьяную езду, приведшую к гибели человека, и понимая, что артиста следует наказать, в то же время ищут аргументы для смягчения неминуемой кары. Другие требуют максимальных 12 лет или даже пожизненного. Лично мне при этом вспоминаются массовые требования простых советских людей смертной казни для «врагов народа» в 1937–1939 гг., впоследствии (после смерти Сталина) реабилитированных.
Почему по поводу частного, казалось бы, «казуса Ефремова» страну захлестнула волна споров? Не потому ли, что при всей внешней поверхностности и эмоциональности дискуссии в её основе таятся какие-то глубинные общественные и социальные противоречия? Какие?
После эйфории
За прошедшие после распада советской империи почти 30 лет в стране было решено множество задач, от решения которых уходили коммунисты. Возвращено право частной собственности, возникли альтернативные КПСС политические партии. Серьёзные полномочия получил парламент, вернулись такие понятия, как частный бизнес, капитал, частные инвестиции. Возникла независимая пресса, возродилась Церковь, были сняты ограничения на поездки за рубеж, граждане получили право иметь собственность за границей и обучать там детей.
Но вместе с новой свободой и новыми возможностями возникли и новые проблемы и опасности. При всех недостатках советского общества в нём было очень важное привлекательное свойство. Общество было едино. Да, существовала так называемая номенклатура — партийная, хозяйственная. Но её практическая жизнь мало чем отличалась от жизни основной массы людей. Да, в условиях товарного дефицита существовали продовольственные заказы, госдачи, а при ЦК, Совмине и МИДе имелись закрытые ателье, где из дефицитных тканей можно было сшить на заказ костюм.
Но на фоне сегодняшних материальных возможностей нового состоятельного класса (бизнесмены, чиновники, силовики, популярные артисты и телевизионщики) все эти советские блага и привилегии выглядят просто смехотворно. Ближняя дача Сталина в Кунцеве сегодня поражает скромностью размеров и простотой. Кстати, и «кортежи» Сталина при поездках по Москве были весьма скромные — ЗИС-115 и две машины сопровождения. А в Большой театр он вообще из Кремля ходил пешком.
Четырёхкомнатная квартира Брежнева на Кутузовском проспекте сегодня едва ли прельстила бы «выдвиженцев» новой эпохи. Нынешняя «номенклатура» предпочитает скупать квартиры целыми этажами.
Можно ли «жрать в три горла»?
Вопиющие различия в доходах всё более становятся причиной нарастающего разобщения общества. В общественно-политическом отношении Россия сегодня напоминает лоскутное одеяло. Вроде бы и общее, вроде бы можно укрыться и попробовать согреться. Но это общее одеяло всё из разноцветных лоскутков и всё меньше греет.
Власть, новая буржуазия, крупное чиновничество, силовая элита, партийная номенклатура как бы самоизолировались от общества и живут своей особой, «зазаборной», жизнью.
В уже упомянутой выше книге о Л. Висконти рассказывается, как во дворце его родителей существовал специальный штат прислуги для закрывания и открывания окон и подачи гостям курительных трубок. Похоже, наша элита подходит к этому. Охранники, личные шофёры, индивидуальные массажисты, повара и гувернантки в своей совокупности сегодня едва не превышают работающее население страны. Связь с обществом поддерживается с помощью телевизионных «явлений народу» и всякого рода ритуальных обращений: дескать, видим, понимаем, протягиваем руку. Но суть этого общения с людьми, если отбросить патриотический пафос, сводится к знаменитой фразе: «Денег нет, но вы держитесь».
По уровню расслоения и неравенства доходов (индекс Джини) Россия сегодня входит в первую десятку стран. Рядом с нами ЮАР, Бразилия, Чили, США и Китай. А вот в таких странах, как Германия, Австрия, Италия, Франция (не говоря уже о скандинавских демократиях), «класс эксплуататоров» живёт намного скромнее, мудро предпочитая во имя общественного согласия «делиться» и платить с высоких доходов высокие налоги.
Ситуация в России усугубляется тем, что для наших новых богатых нынешний уровень благосостояния и потребления всё ещё как бы в новинку. Не распробовали, не насладились и продолжают (как сказали бы в подворотне) «жрать в три горла».
Возникает вопрос: а почему молчит улица, почему протесты носят столь ограниченный характер? На мой взгляд, дело в том, что у нас разобщены не только народ и элита, разобщён сам народ. Давно исчезли воспетые в песнях пролетарская солидарность и союз рабочих и крестьян. Есть разница в восприятии жизни и в зависимости от уровня образования. Особой группой становятся айтишники. Это весьма независимая, критически настроенная, но социально пассивная ячейка общества. Её лидер — компьютер. Там они утоляют свои потребности и страсти. Социальные сети создают лишь видимость общения. В XIX в. сильными скрепами в России были религия, принадлежность к славянству. Сегодня эти узы ослабли и носят скорее декларативный характер.
Население распадается на всё более мелкие ячейки. По подсчётам Фонда общественного мнения, более 70% жителей страны говорят о разобщённости и лишь 8% — о согласии и сплочённости. Гражданское общество как бы уходит в самоизоляцию.
Ослабевает такой мощный в XIX–XX вв. стимул солидарности и единения, как идеология. Лишь 7% жителей России считают её объединяющим фактором. И всё чаще, не находя объединяющих идей, пропагандисты в поиске стимулов единения прибегают к таким опасным (давно, впрочем, известным) средствам, как поиск «грозящих опасностей», внутренних и внешних врагов. Сегодня больше половины населения страны боится ядерной войны.
* * *
Основные особенности
Прежде чем приступить к созданию лоскутного одеяла своими руками, нужно взять на заметку характерные особенности этого изделия, ориентируясь на лучшие варианты исполнения.
Традиционная модель состоит из сборного лицевого полотна, однотонной подложки и утеплителя. На заключительном этапе все три слоя закрепляются стежками, которые проводятся по периметру или по диагоналям каждого фрагмента. По краям нашивается декоративная кайма.
Неповторимый эстетический эффект достигается дизайн-решениями, которые выработаны в течение веков. Для лицевой мозаики используется качественная хлопковая или льняная ткань.
Однородность по фактуре и выверенное цветовое решение имеют критическое значение, поэтому даже при развитом вкусе следует изучить различные схемы пошива лоскутного одеяла и пользоваться наглядными примерами сочетания узоров и цвета.
Разное отношение
В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.
Украшение, авт.Наталья Вихрова
В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.
После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.
Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.
Рисунки-символы Сочинской олимпиады
Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.