Правильное освещение для кухни-гостинойв закладки 28
Содержание
Люстры и светильники в кухню-гостиную обещают стать одной из часто обсуждаемых тем в ближайшие годы, так как объединенные кухни-гостиные становятся все популярнее на российском рынке.
Соответственно, возникает и множество вопросов по их дизайну, так как эта форма кухни и гостиной для нас еще достаточно новая, коллективный опыт ее обустройства пока еще не накоплен, поэтому когда дело доходит до оформления такого объединенного пространства, люди обычно теряются.
Поскольку свет – это один из ключевых этапов ремонта, постольку начну серию статей о кухнях-гостиных именно с него. Как распределить выводы под свет в кухне-гостиной и – животрепещущий вопрос – как подобрать люстры и светильники.
Сначала – скучный, но архиважный вопрос – выводы электропроводки под потолочный свет. Освещение должно соответствовать функциональным зонам кухни-гостиной, то есть до начала ремонта вам надо определиться, где будет кухонный гарнитур, диван, обеденный стол и (если будет) барная стойка. Это нужно, чтобы над каждой функциональной зоной сделать свой вывод для верхнего света (люстры, потолочного светильника, подвеса, точек и т.д.) с независимыми выключателями для каждого.
Почему следует сначала определиться с планировкой кухни-гостиной и сделать выводы под свет в соответствии с ней? Потому что иначе (когда выводы под свет делаются «от балды” либо по принципу симметрии) может получиться вот такая странная штука:
Здесь мы видим два лишних светильника – один светильник-шар по центру помещения и один у правой стены. Зачем они нужны? Нет ответа. Деньги потрачены, толку от этих светильников нет, с точки зрения дизайна – один вред.
Еще один антипример на фото ниже:
В этой кухне-гостиной потолочные светильники тоже распределялись по принципу симметрии. В результате, как видите, они делят помещение не на функциональные зоны, а на странные квадраты, причем часть светильников освещает дальнюю стену кухни-гостиной, где выходы в коридор и в смежную комнату. Зачем они там? При этом над гарнитуром в зоне готовки полноценного верхнего света нет. Итак, очень важно:
– определите расстановку мебели в кухне-гостиной до проектирования электропроводки
– делайте выводы под свет там, где он нужен
При планировании мебели и светильников руководствуйтесь здравым смыслом. Вот смешной антипример на фото ниже:
Очень милая кухня-гостиная, не так ли? А теперь присмотритесь, как в ней распределены функциональные зоны: кухня и обеденный стол находятся у противоположных стен помещения, а диванная зона посередине. Это значит, что со всеми горячими тарелками нужно бегать от гарнитура к обеденному столу через всю комнату. В результате, когда хозяевам это надоест, обеденный стол переедет к барной стойке, а у противоложной стены зачем-то останутся висеть два красивых, но совершенно не нужных светильника.
– убедитесь, что планировка мебели в вашей кухне-гостиной удобна для жизни, и только потом планируйте светильники и люстры
Ну, пора уже привести хороший пример распределения люстр и светильников в кухне-гостиной Пожалуйста, вот он на фото ниже:
Это кухня-гостиная явно после перепланировки, и здесь вы видите очень удачный подбор и грамотное распределение потолочных светильников – мягкий рассеянный свет в диванной зоне, веселые подвесы над барной стойкой, служащей одновременно обеденным столом, и светильник-шар в зоне кухни. Все светильники разные, но сочетаются между собой (впрочем, о сочетаемости светильников будет дальше).
Вот диаметрально противоположное по оформлению, но столь же удобное и разумное распределение потолочных светильников:
Здесь куда более аскетичный подбор (все светильники одинаковые), но принцип распределения света тот же – над функциональными зонами, и он работает!
Теперь о некоторых нюансах, связанных с размерами и зонированием вашей кухни-гостиной. Здесь действует такое правило:
– чем просторнее кухня-гостиная и чем выше в ней потолки, тем важнее иметь верхний свет для каждой функциональной зоны
– чем меньше кухня-гостиная и чем ниже потолки, тем меньше в ней должно быть потолочных светильников
В небольших кухнях-гостиных (например, получившихся в результате объединения маленькой кухни и смежной с ней комнаты в хрушевках и панельках) можно сделать только два вывода на потолке под люстры и светильники – один над гарнитуром и один над зоной дивана и пренебречь дополнительным светильником над обеденным столом. Если площадь кухни-гостиной 15-25 кв. м и она не является узкой и длинной, то двух потолочных светильников достаточно, чтобы полноценно осветить ее. Не нужно «частить” потолочный свет в небольшом помещении. Вот хороший пример на фото ниже:
Это фото сделано так, что кухня-гостиная кажется просторной, но на самом деле она имеет размеры примерно 560*300 см, и двух потолочных светильников для комфортного освещения вполне достаточно, а при ее небольшой площади зонирование светом уже не нужно – светильники-подвесы над барной стойкой и обеденным столом только «измельчили” бы помещение, поэтому от них разумно воздержались.
Кроме того, в небольших кухнях-гостиных, если обеденный стол смещен к диванной стене, над ним тоже не обязательно делать отдельный потолочный светильник, над этой зоной можно просто повесить одну люстру по центру, как на фото ниже:
Размеры диванно-обеденной зоны – примерно 320*460 см. Для этого пространства вполне достаточно имеющейся люстры, которую правильно разместили по центру зоны. Подвесы над барной стойкой тоже на своем месте – они и декоративны, и удобны.
Аналогичный пример на фото ниже:
В этой кухне-гостиной обеденный стол тоже находится в диванной зоне, и он прекрасно освещается люстрой, повешенной по центру зоны. А над гарнитуром отдельный свет.
И наоборот – если обеденный стол смещен в зону гарнитура, нет смысла выделять для него светильник – в кухонно-обеденную зону надо повесить одну люстру по центру.
И тем не менее, даже если мы следуем правилу «чем меньше помещение, тем меньше в нем потолочных светильников”, даже в небольшой кухне-гостиной следует делать минимум два потолочных светильника: один в зоне кухни и один в диванной зоне. Попробуйте сами найти ошибку в антипримере на фото ниже:
Здесь подвесы над обеденным столом являются единственным источником верхнего света. Это значит, что свет от них будет постоянно бить в глаза людям, сидящим на диване лицом к кухне. Это крайне некомфортно. В результате или диван будет развернут на 90 градусов против часовой стрелки, чтобы сидеть спиной к кухне, или же верхний свет будет выключаться, а в зону дивана будет поставлен большой торшер. Ну или будет заново штробиться потолок и делаться второй вывод под люстру в диванной зоне
Теперь давайте сконцентрируемся на втором пункте планирования люстр и светильников в кухню-гостиную – на их подборе. Как должны сочетаться между собой люстры и потолочные светильники в объединенной кухне-гостиной?
Проще всего – подобрать их из одной коллекции:
Подбирать люстры и светильники из одной коллекции рекомендуется в небольших кухнях-гостиных – если вы хотите снизить визуальное дробление интерьера.
В кухне-гостиной на фото слева поступили именно так, потому что размеры помещения невелики, и это правильное решение, хотя я бы перенесла светильники над барной стойкой в зону диванов (думаю, что и вы тоже). Итак:
– люстры и светильники в кухне-гостиной могут быть одинаковыми (рекомендуется для небольших площадей)
Второй способ сочетать светильники и люстры в кухне-гостиной – подбирать не одинаковые, но и не полярно разные, а похожие.
Как ни странно, но это один из самых сложных способов, особенно если плафоны люстр не идеально белые, а окрашены. Похожие, но разные оттенки плафонов могут давать некрасивый разнобой при дневном свете. Поэтому при таком подходе лучше выбирать светильники и люстры с белыми плафонами.
Итак, второй способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:
– подбирать светильники и люстры одного цвета (лучше всего белого), но разной формы
Возможен еще такой способ, при котором один из светильников является цветным, а другой (другие) – белым, но этот способ используется крайне редко.
Но, конечно, светильники и люстры в кухне-гостиной могут быть и совсем разными:
Аскетичный современный свет над гарнитуром (точки, лаконичный накладной светильник с белым плафоном и т.д.) прекрасно сочетается с классической люстрой в диванной зоне. Но возможны и более контрастные решения:
Классическая люстра в диванной зоне отлично уживается с брутальным темным светильником над обеденным столом. Обратите внимание, что этот темный светильник появился здесь не просто так – он поддерживает цвет кухонной техники.
Итак, третий способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:
– люстра в диванной зоне может контрастировать по стилю и цвету со светом в кухонной зоне
Но доходить до абсурда в подборе контрастирующих стилей тоже не нужно:
Комментарии, в общем, излишни
Можно без опаски сочетать в одном интерьере такие стили светильников и люстр:
– классика (не «самоварное золото”) и неоклассика с одной стороны и хай-тек, индастриал, минимализм, точечные светильники, дневной свет – с другой
– минимализм и японский и экологический стили
Лаконичные светильники в стиле минимализм простых геометрических форм (шары, кубы, плоские накладные «коробки”, каплевидные светильники) с белыми плафонами и минимумом деталей сочетаются практически со всеми стилямм и даже с такими сложными, как кантри, стимпанк и ретро.
Возможны и куда более сложные стилистические сочетания, но это тонкая индивидуальная работа, поэтому в статье об универсальных правилах мы их рассматривать не будем. Только упомяну, что в противовес расхожему мнению классика и ретро не так уж легко и хорошо сочетаются друг с другом:
Вообще ретро – сложно комбинируемый стиль:
Светильники и люстры в стиле ретро хорошо подходят кухням-гостиным в стилях Прованс, экостиль, пост-индастриал.
Всех волнует вопрос, должны ли быть металлические детали люстр и светильников одного цвета. Нет, это не обязательно. Конечно, лучше, если вся служебная фурнитура одного цвета, но это необязательный перфекционизм. Если вы берете люстры и светильники из разных коллекций и разных производителей, подобрать оттенки металла один-в-один практически невозможно, да это и не нужно, так как никто, в том числе и вы сами, не будет задирать голову к потолку, чтобы придирчиво сравнить оттенки деталей.
Тем не менее, если вы покупаете разные люстры и светильники, обратите внимание:
– металлические части люстр и светильников не обязаны быть одного цвета, но они должны сочетаться между собой и с другими металлами в кухне-гостиной
Например, очень трудно подобрать металл к такому красивому, но сложному матовому бежево-серому алюминию, как на люстре на фото выше. А вот матовая или полированная сталь комбинируется очень легко.
На фото выше вы видите, что матовая сталь светильников-подвесов и вытяжки и светлая полированная сталь торшера прекрасно уживаются в одном помещении.
Достаточно просто комбинируются также светлое золото, хром, серый алюминий, белый алюминий, сталь. А вот бронза, латунь, медь (и они же состаренные), черненое серебро, а также ярко-желтое, тускло-желтое, состаренное и тем более «самоварное” (очень яркое с красноватым оттенком) золото комбинируются плохо, лучше не рисковать, добавляя эти разные металлы в один интерьер.
Апр 17, 2017Сергей
Организация освещения в кухонной части комнаты
При совмещении кухни с гостиной специалисты рекомендуют руководствоваться одним фундаментальным правилом: свет на кухне должен быть ярче, чем в гостиной. Кухня – прежде всего, рабочее помещение; поэтому источников света здесь должно быть много.
Во-первых, это верхний свет. Он должен однородно освещать всю функциональную зону и при этом не бить в глаза. Для этих целей подойдут лампы, встроенные в натяжной/подвесной потолок, либо одиночный, высоко поднятый светильник с матовым плафоном по центру потолка, рассеивающий свет во всех направлениях.
Во-вторых, не стоит забывать о рабочей зоне. Плита, раковина и столешницы находятся в ежедневной эксплуатации домочадцев. Для освещения этой части комнаты подходят локальные источники света: отдельно висящие люстры, лампочки, встроенные в шкафы гарнитуров, молдинги или в навесные полки.
В-третьих, дизайн кухни-гостиной сложно представить без обеденного стола, за которым проходят семейные обеды и торжественные ужины с друзьями. Ввиду этого, здесь необходимы дополнительные источники света. Осветительные приборы выбирают, исходя из расположения обеденного стола: если он будет располагаться в центральной части помещения, над ним можно повесить люстру, которая обеспечит хорошую освещенность зоны и подчеркнет тонкость дизайна; если стол примыкает к одной из стен, для освещения подойдет бра или встроенный в потолок светильник.
Вдобавок, если в кухонной зоне предусмотрен подиум, барная стойка, декоративный стеллаж и т.д., эти примечательные элементы также можно подсветить при помощи встроенных светильников или светодиодных лент.
Выбор источников света для гостиной
Будучи многофункциональной комнатой, кухня-гостиная приветствует разнообразие осветительных приборов. Поскольку гостиная предназначена, в первую очередь, для отдыха, освещение здесь должно быть слегка приглушенным, мягким.
Разумеется, без общего потолочного освещения никак не обойтись. Одиночная люстра по центру комнаты либо череда встроенных светильников по периметру — идеальный вариант для гостиной зоны. Кроме верхнего освещения, в помещении необходимо подключить локальные источники света в каждой области. В зоне отдыха можно поставить торшер или повесить на стену бра, а в развлекательной зоне можно обойтись декоративными светильниками с регулируемым светом. Главное учесть, что проект кухни с гостиной должен визуально создавать единое целое, объединенное правильным подбором осветительных приборов.
Настенные, настольные и напольные осветительные приборы относятся к местному освещению. С их помощью можно создать более яркий свет в конкретной зоне для комфортного чтения, работы, вязания и прочих занятий. Кроме того, такие светильники служат также и отличным декором в комнате, позволяют расставить акценты в гостиной и мгновенно превратить ее из пространства для торжеств и обедов в комнату отдыха и релакса.
Около или кресел в гостиной уместно установить настенные светильники , чтобы создавать свет достаточной яркости во время чтения. Альтернатива им – торшеры , которые часто ставят в углах комнаты. Местное освещение в этом случае может играть роль приглушенного света, когда общий свет кажется излишне ярким. Если в гостиной расположен рабочий стол, то в этом случае уместнее всего будет использовать настольную лампу .
В желании сделать многоуровневое освещение важно не переборщить : множество осветительных приборов украсят лишь большую гостиную, а для зала в обычной квартире будет неуместным. При установке светильников разного рода стоит помнить несколько простых правил , которые помогут сделать гостиную комфортной и уютной. Так, вешать бра строго напротив телевизора не рекомендуется , поскольку блики будут отражаться на экране, мешая просмотру. В крайнем случае, разместить бра можно на расстоянии не менее 50 см от проекции экрана телевизора на противоположную стену.
Вешать настенные светильники рекомендуют на высоте 1,2-1,6 м, учитывая конфигурацию мебели, высоту гостиной и особенности самих светильников: свет может быть направлен вверх или вниз, моделей бра очень много. Интерьер гостиной будет смотреться более гармонично, если бра будут использованы в паре и развешаны симметрично относительно какого-то объекта в комнате: диван, кресло, зеркало, стол и т.д. Конечно же, лучше заранее определиться, каким будет интерьер помещения, как будет расставлена мебель, чтобы потом не было проблем с установкой настенных светильников.
№3. Декоративное освещение
Декоративное освещение, как следует из названия, не имеет чисто практического значения, хотя иногда может использоваться для временного самостоятельного освещения отдельных зон гостиной. Прежде всего, такой свет необходим для выделения отдельных зон и акцентирования внимание на отдельных предметах, а также для зрительного увеличения площади гостиной.
В зависимости от планировки зала, наличия элементов декорта в нем отдельно подсветить можно ниши, аквариум, картины, кирпичную кладку, статуэтки, вазы, растения и т.д. Картины и фотографии при желании обратить на них максимально внимание можно выделить направленным светом от галогенных софитов (споты), но чаще всего используют просто точечную подсветку. Особенность спотов в том, что направление света всегда можно просто и быстро изменить, превратив декоративную подсветку в локальную или даже общую. Кроме того, подсветить можно , или нижнюю линию , придав ей эффект левитации, а самому помещению визуально добавив пространство. Но с декоративной подсветкой важно также не переборщить – необходимо, чтобы гостиная была гармоничной и не вычурной.
К декоративному освещению относится и точечная подсветка потолка , которая особенно удачно смотрится, если это разноуровневый или . Можно использовать закарнизную подсветку , в основе которой – светодиодная лента. Если при этом воспользоваться разноцветной подсветкой, то можно задать интерьеру веселое настроение, сделав гостиную уникальной.
Самым необычным вариантом декоративного освещения можно назвать пузырьковые панели с подсветкой , которые одновременно являются и стильным элементом украшения. Подсветку аквариума и также можно отнести к дополнительному освещению.
№4. Зонирование с помощью освещения
Часто гостиная не только выполняет несколько функций, но и соединяет несколько зон: зона отдыха, рабочая зона, а иногда обеденная и даже . Если зал и столовая совмещены , то акцент в освещении рекомендуют сделать именно на обеденной зоне, а диван оборудовать мягким ненавязчивым светом. Также разные зоны разграничить можно благодаря светильникам разного типа, цвета и яркости: около дивана – бра, на рабочем столе – лампа, а для создания романтичной обстановки подойдут неяркие разноцветные светильники или даже свечи.
№5. Где расположить выключатели?
Продумывать размещение всех точек освещения нужно еще , поэтому так важно заранее составить как можно более точный проект. В нем обязательно должны отражаться и места размещения выключателей для всех светильников, используемых в гостиной. В целях удобства рекомендуют в одном месте размещать не более четырех выключателей : в противном случае управлять освещением будет не очень удобно, а сам выключатель будет напоминать пульт управления. Кроме того, в более-менее просторной гостиной целесообразно организовать несколько выключателей для одного и того же светильника : таким образом, управлять освещением можно будет очень удобно из любой точки комнаты.
Что же касается высоты размещения выключателей, то, как правило, они располагаются на расстоянии 80-90 см от пола , а точная высота будет зависеть от среднего роста в семье. Кроме того, некоторые выключатели можно снабдить диммерами , чтобы можно было регулировать степень освещенности в широких пределах и подстраивать его под конкретную ситуацию. В погоне за максимальным удобством, важно не перейти границы: количество выключателей в разных уголках гостиной должно быть минимально необходимым.
№6. Что еще учесть при планировании освещения в гостиной?
С помощью правильного освещения можно легко исправить некоторые недостатки помещения. К примеру, если потолки не очень высокие , то свет от светильников, бра и люстр лучше направлять вверх, поэтому ассортимент различных моделей светильников уменьшается. Для небольших помещений можно посоветовать огромное внимание уделять подсветке в углах, за счет чего пространство можно зрительно расширить.
Если потолок гостиной совсем невысокий , то от объемных люстр придется отказаться в пользу точечной подсветки. Акцент в комнате можно расставить с помощью изящного торшера, вписывающегося в стиль комнаты.
Кстати, стилистика предметов освещения – не самый последний вопрос . Естественно, светильники должны соответствовать и гармонировать между собой. Так, например, даже в самой просторной гостиной, выполненной в современном стиле, не будет смотреться массивная люстра с лампами-свечами, зато в классическом стиле ничего лучше не придумать. Для гостиной в стиле прованс подойдут светильники с тканевыми светлыми или цветочными абажурами, стиль модерн потребует причудливых форм, а минимализм и хай-тек – простых и лаконичных линий, приветствуются четкие герметичные формы.
И напоследок отметим важную роль естественного освещения гостиной . Его нужно использовать максимально, особенно, если света в помещение попадает не так уж много: днем в гостиной будет уютнее, да и на электричестве будет существенная экономия. Если окна выходят на север, то использовать массивные крайне не рекомендуется, но если при этом время от времени нужна полная защита от света, например, для киносеансов с использованием проектора, то использовать можно , плотные , двухслойные , с помощью которых очень просто регулировать степень освещения.
Что учесть при организации освещения?
Для увеличения полезной площади и кардинального преображения пространства, многие прибегают к совмещению гостиной и кухни. Подобная дизайнерская идея используется в малогабаритных квартирах, небольших частных домах или дачах.
Решить вопрос по организации света следует перед началом ремонта. После того, как в совмещенном помещении будут намечены функциональные зоны, нужно определить количество и расположение осветительных приборов.
При планировке кухни-гостиной сначала решают в какой стилистике будет выполнен интерьер, в единой или в разной. В первом случае для дизайна подбирают похожие друг на друга источники света например, подойдут точечные светильники, расположенные по всему периметру потолочной плоскости. Во втором варианте устанавливают индивидуальное освещение для каждого объединенного участка.
Чтобы грамотно организовать свет в комнате, также учитывают цветовую гамму интерьера, количество мебельных предметов, наличие рабочего сегмента и зоны для отдыха.
На фото дизайн кухни-гостиной с потолком, оформленным светильниками и черными люстрами на подвесе.
Для более функционального дизайна требуется продумать монтаж таких деталей, как выключатели, способствующих включению света в отдельных участках кухни-гостиной. Максимально комфортной обстановки можно добиться за счет эффекта приглушенного освещения, который достигается благодаря функции регулирования светового потока. Данное решение особенно уместно в зоне гостиной, предназначенной для релакса. Отрегулированный мягкий и приятный свет не будет напрягать и раздражать глаза.
В оформлении интерьера кухни-гостиной существует определенное правило, большое и просторное помещение нуждается в более высоком уровне освещения, а в маленькой комнате с низким потолком должно быть установлено минимальное количество потолочных осветительных приборов.
На фото освещение в гостиной совмещенной с кухней в стиле лофт.
- Планирование освещения в кухне-гостиной
- Декоративное освещение помещения
- Освещение рабочей зоны
- Освещение обеденной зоны и мест отдыха
Совмещенная кухня гостиная в современной квартире играет особую роль. Это место для приготовления пищи, проведения семейных обедов и ужинов, ежедневного отдыха. В этой комнате смотрят телевизор, обсуждают дела и проводят едва ли не больше времени, чем в любой другой комнате, поэтому ее дизайн должен быть тщательно продуман. Все в этом помещении должно быть не только функциональным, но еще и очень комфортным. В том числе и освещение.
Освещение современной кухни должно быть не только красивым, но и функциональнымь, поэтому все чаще освещение делают многоуровневым.
С помощью правильно подобранных люстр, бра и торшеров можно зонировать пространство, обеспечить необходимое количество света в рабочей зоне и сделать уютнее места, предназначенные для отдыха.
Но к планированию месторасположения светильников необходимо подходить серьезно, потому что неправильно подобранная или неверно расположенная люстра может испортить дизайн всей комнаты.
Фотогалерея
Освещение в кухне-гостиной является главным аспектом, позволяющим создать гармоничный дизайн. Благодаря разнообразию современных светильников, получается добиться комфортной и удобной обстановки. Грамотная подсветка выделяет каждый логический участок в объединенном помещении, выгодно подчеркивает его особенности, стилевое оформление и общую интерьерную концепцию.