Холодильники стран бывшего СССР от 50-х до 90-х годов
При сохранении общемировых тенденций история развития отечественных бытовых холодильных приборов (БХП) в отдельных деталях существенно отличается от западноевропейской, американской и японо-корейской. Национальные особенности развития отражаются на дизайне и техническом уровне отечественных БХП.
На Руси издавна (а в отдаленных регионах и до наших дней) для охлаждения и длительного хранения использовали погреба и ледники. В начале ХХ века в Санкт-Петербурге «Первое ледовничество» освоило производство первых бытовых холодильников с ледяным охлаждением. Холодильник-ледник для городских жителей имел вид компактного сервировочного стола, внешне напоминающего первые холодильники с искусственным охлаждением. Наружный шкаф был деревянным а внутренний стальным оцинкованным со съемными оцинкованными полками. При полезном объеме 100 л габариты холодильника составляли 565х505х900 мм и весил он 55 кг.
Охлаждение продуктов осуществлялось за счет таяния льда в бункере, расположенном в верхней части холодильной камеры (ХК). Талая вода по трубочке отводилась в лоток за пределы ХК. При средних комнатных температурах в ХК поддерживалось около +7 градусов.
В богатых домах царственных особ бытовые холодильники с искусственным охлаждением использовали уже с начала ХХ века, с момента их освоения в Германии и Америке. Простые россияне не имели бытовых холодильников практически до начала 50-х годов прошлого века.
Первое Поручение Правительства СССР «наладить широкий выпуск домашних холодильников» было выдано отечественной промышленности в январе 1935 г. Во исполнение Поручения Правительства в 1939 г. на Харьковском Тракторном Заводе (ХТЗ) были изготовлены первые партии отечественных бытовых компрессионных холодильников на сернистом ангидриде с сальниковым уплотнением компрессора. Холодильники нуждались в периодическом обслуживании, поскольку в системе охлаждения не обеспечивалась абсолютная герметичность. До начала Великой Отечественной Войны было изготовлено около 4 тысяч холодильников «ХТЗ-12». Начавшаяся война прервала производство мирной продукции.
Холодильник «ХТЗ-12» емкостью 120 л с габаритами 590х615х1424 мм имел металлическую внутреннюю камеру, теплоизоляцию из древесного войлока и верхнее расположение съемного разборного холодильного агрегата.
Почти сразу после окончания войны на отечественных заводах начали создавать цеха ширпотреба для изготовления небольших холодильников абсорбционного типа (см. термин «холодильники абсорбционные»). В конце 1945 г. московский завод «Газоаппарат» приступил к серийному производству абсорбционных бытовых холодильников объемом 45 л на водоаммиачной смеси. Холодильники могли работать на электроэнергии, природном газе и керосине. В последующие годы завод «Газоаппарат» был переименован в «Московский завод холодильников», выпускавший вплоть до перестройки лучшие в стране абсорбционные холодильники под марками «Север» и «Иней».
Холодильники «Север» и «Иней» могли работать только на электрической энергии, поскольку конструкторы не смогли получить подтверждение пожарной безопасности в органах госнадзора. Последние «всеядные» опытные модели, разработанные с участием зарубежных фирм, не вышли на рынок из-за начавшейся перестройки в стране.
Кроме упомянутых марок на территории РСФСР в ХХ веке выпускали абсорбционные холодильники: «Дон», «КУЗБАСС», «Ладога», «Ленинград», «Морозко», «Оренбург», «Садко», «Уралец», а в УССР — «Кристалл», «Славутич» и «Украина». Основной недостаток абсорбционных холодильников – повышенный расход электроэнергии в сравнении с компрессионными аналогами такой же емкости. Преимущества абсорбционных холодильников перед компрессионными в отсутствии движущихся частей, бесшумности и способности работать на различных источниках энергии.
Началом создания отечественных бытовых компрессионных холодильников с герметичным компрессором, самым распространенным в России и мире, послужило Постановление Совета Министров СССР от 07.09.49 г., №3742. Правительство поручало «Минавтопрому (ЗИС) и Минавиапрому (г. Саратов) «организовать производство домашних компрессионных холодильников с герметичным холодильным агрегатом на фреоне-12, емкостью 120 и 80 л, с программой 60 и 120 тыс.шт. в год».
За московским автомобильным заводом имени И. В. Сталина были закреплены головные функции в подготовке производства, разработка техдокументации и освоение «большого» холодильника. Саратовскому заводу поручалось освоение небольшого холодильника.
30 апреля 1950 г. был изготовлен первый образец холодильника с герметичным агрегатом на фреоне-12 «ЗИС-Москва» ДХ-2 емкостью 165 л. В феврале 1951 г. первая партия холодильников (300 шт.) поступила в московские магазины, а через несколько месяцев в том же году стартовало производство холодильников «Саратов». Эти первенцы отечественного производства массовых компрессионных холодильников до наших дней продолжают служить некоторым особенно аккуратным и бережливым хозяйкам. По документации и при содействии специалистов московского автозавода в последующие годы изготавливали первые холодильники марок: «Днепр», «Донбасс», «Наст», «Ока», «Орск», «Саратов», «Свияга» и «Юрюзань».
Компрессионные холодильники первого поколения 50-х годов были однокамерными с небольшим открытым испарителем из нержавеющей стали. Температура в низкотемпературном отделении (НТО), которое в обиходе продолжают называть «морозилкой», не регламентировалась и реально составляла до -6 С. Внутренняя камера была стальная эмалированная. В качестве теплоизоляции сначала использовали минеральную вату, а затем стекловолокно.
Компрессор был кривошипно-шатунным, низкооборотным (1500 об./мин.), с горизонтальным валом и наружной подвеской (в виде горизонтального цилиндра). Конструкция компрессионных холодильников первого поколения просуществовала на отечественных заводах до конца прошлого века.
Здесь и далее термин «компрессор» используется вместо термина «мотор-компрессор» и подразумевает единый узел компрессора и электродвигателя в герметичном кожухе, с приборами запуска и защиты.
В 1956 г. в Великих Луках впервые было освоено производство переносных термоэлектрических холодильников «Морозко» (см. термин «холодильник термоэлектрический»). Затем термоэлектрические холодильники начали изготавливать в Киеве, Москве и на Урале: «Веста», «Кварц», «Комфорт», «Кроха», «Радий», ТЭХ-40, ТЭХА-12, «ФАЗОТРОН», «Холодок», ХАТЭ-24, ХТЭП-9. После перестройки термоэлектрические холодильники освоили «ПОЗИС» и «Атлант».
В 1960 г. на московском автозаводе освоен холодильник «ЗИЛ-Москва» КХ-240 емкостью 240 л, самый большой в стране по тому времени. С этой модели ведет начало экспорт отечественных холодильников. Холодильники «ЗИЛ-Москва» долгие годы пользовались повышенным спросом, как внутри страны, так и за рубежом. Особую популярность они имели в странах с сухим и влажным тропическим климатом. Перечень импортеров включал более 50 стран, хотя потребности только одной Кубы превышали производственные мощности завода.
До 90-х холодильник «ЗИЛ-Москва» КХ-240 оставался самым популярным в стране из холодильников первого поколения. Вполне обеспеченные семьи, приобретая новейшие импортные модели, не спешили расставаться со «старичком»: он продолжал хорошо служить в качестве холодильного шкафа для хранения фруктов и овощей.
В 60-е в Риге были созданы настенные холодильники для железнодорожных вагонов, которые оказались очень удобными в малогабаритной кухне. Это были первые отечественные однокамерные холодильники с двумя распашными дверьми. Широкий настенный шкаф с распахивающимися дверками над сервировочным столом создавал максимум удобств для хозяйки при ограниченном пространстве кухни. Настенные холодильники выпускали под марками «Лига», «Сарма» и «Визма» в 60-е и 70-е. В некоторых квартирах они продолжают служить до наших дней. После прекращения холодильного производства на рижском вагоностроительном заводе настенные холодильники уже не появлялись на российском рынке. Аналогичные конструкции разрабатывали на ЗИЛе, но дальше опытных образцов дело не пошло из-за ограниченных возможностей холодильного производства московского автозавода.
В 60-е на дочернем предприятии МЗХ в Алитусе (Литва) и в Ленинграде начали изготавливать холодильники, встраиваемые в мебельные бары. Ленинградские холодильники-бары были абсорбционными, а литовские — компрессионными.
В 60-е минский и красноярский заводы начали освоение более технологичных и экономичных в производстве холодильников второго поколения со шкафами прямоугольной формы и унифицированными размерами по ширине и глубине. Эмалированные внутренние камеры заменили на пластмассовые, теплоизоляцию из стекловолокна (СВ) на пенополиуретановую (ППУ). Впервые были внедрены высокооборотные (3000 об./мин.) компрессоры кривошипно-кулисного типа с вертикальным валом (в виде «горшка»).
Замена скругленных форм шкафов прямоугольными позволила отказаться от больших штампов и перейти к изготовлению панелей шкафов и дверей на высокопроизводительных профилировочных машинах. Внедрение ППУ позволило применять более тонкий металл, поскольку прочность шкафа усиливала жесткая изоляция. Одновременно снижалась трудоемкость сборки шкафа и улучшались условия работы на сборочном конвейере.
Новые конструкторские и технологические решения, в том числе внедрение высокооборотного компрессора, обеспечили значительное снижение материалоемкости и трудоемкости изготовления холодильников при одновременном увеличении полезной емкости, экономичности в эксплуатации и сроков хранения за счет понижения температуры замороженных продуктов до -12 С и -18 С.
На рынке появились 240 литровые холодильники второго поколения «Минск-12» и «Бирюса-6», первые конкуренты «ЗИЛам». Но холодильники «ЗИЛ» продолжали сохранять марку самых надежных и долговечных.
В 60-е внедрен магнитный уплотнитель двери холодильника взамен резинового с механическим замком. В настоящее время магнитный уплотнитель (эластичный пластмассовый профиль с магнитной вставкой) применяют на всех массовых бытовых холодильниках, кроме мини-моделей.
Первыми магнитные уплотнители дверей на бытовых холодильниках применили американцы в связи с многочисленными случаями гибели детей. Отслужившие свой срок холодильники бережливые американцы не торопятся выбрасывать: они используют шкафы в подсобных помещениях для хранения разных вещей. Полвека назад размеры большого американского холодильника уже позволяли ребенку свободно войти в него. Шкаф холодильника в подсобке представлял для малыша очень хорошее укрытие при игре в прятки. Но, когда дверь холодильника захлопывалась и защелкивался механический замок, ребенок не мог выйти самостоятельно и погибал из-за недостатка кислорода. Правительственная комиссия, установившая причины трагических случаев, вынесла решение о запрете на применение механических замков с защелками на бытовых холодильниках. По принятому закону в США усилие притяжения магнитного уплотнителя не должно было превышать 5 кг, чтобы ребенок мог сам открыть дверь, оказавшись внутри холодильника. В последующие годы это правило приняли во всех странах мира.
——————————————————————-
Холодильники 60-х годов (все однокамерные).
Компрессионные модели первого поколения:
напольные до 200 л: «Арагац», «Бирюса», «Каспий», «Минск», «Наст», «Оазис», «Океан», «Орск», «Саратов», «Свияга», «Смоленск», «Юрюзань», «Ярна»;
напольные свыше 200 и до 240 л: «ЗИЛ»;
настенные до 200 л: «Лига», «Сарма».
Компрессионные модели второго поколения:
напольные до 200 л: «Бирюса», «Заравшан», «Каспий», «Минск», «Ярна»;
напольные свыше 200 и до 240 л: «Бирюса», «Минск».
Абсорбционные модели до 200 л: «Дон», «Кристалл», «Кузбасс», «Морозко», «Оренбург», «Славутич», «Уралец».
——————————————————————————-
В 70-е производство холодильников превратилось в отрасль народного хозяйства, охватывающую более 30 заводов. Достигнутые мощности головных заводов превысили 500 тыс. шт. в год, а суммарные мощности всех отечественных заводов составляли 6 млн. шт. в год. На рынок вышли первые отечественные двухкамерные холодильники «Минск-15» КШД-280/45.
В 70-е в социалистическом производстве между заводами бытовых холодильников зарождается конкуренция. Конкурентную борьбу не выдержали низкорентабельные заводы с отсталыми технологиями. Небольшие заводы, мощности которых составляли даже менее 100 тыс. шт. в год, не могли конкурировать с «гигантами» того времени. В период с 1970 по 1980 г.г. было прекращено производство на 11 заводах.
Исключение составлял один «ЗИЛ» с программой немного выше 100 тыс.шт. Одной из причин высокой популярности «ЗИЛа» была очень высокая надежность компрессора. Беспримерная надежность и долговечность компрессоров «ЗИЛ» (первые компрессоры работают уже более 40 лет без ремонта!!!) породила ажиотажный спрос у предприятий бытового обслуживания. Их устанавливали на разных холодильниках и судовых камбузах. В республиках Средней Азии их использовали для охлаждения погребов в самые жаркие дни.
В 70-е конструкторы ЗИЛа первыми в стране спроектировали однокамерные модели с автоматическим и полуавтоматическим оттаиванием и в соответствии со стратегией завода разработали 400-литровый трехкамерный холодильник с необмерзающими стенками, не имевший аналогов не только среди отечественных моделей, но и в европейских странах.
Впервые в стране на отечественном холодильнике «ЗИЛ-63» КШ-260 были внедрены регулируемые по высоте консольные полки в шкафу и на панели двери, перенавеска двери для изменения направления открывания, съемная ручка двери, ограничитель открывания двери, регулируемые роликовые опоры (конструкция защищена авторским свидетельством). В последующие годы новаторские решения ЗИЛа использовали другие заводы.
Однокамерный холодильник «ЗИЛ-63» конкурировал на равных с двухкамерным «Минск-15». Приверженцы «ЗИЛа» отказывались от двухкамерного «Минска», а приверженцы минского завода выбирали «Минск-15». Улучшенная модель помогла заводу завершить модернизацию автомобильного производства, но очень затянула переходный период и сорвала освоение серийного производства перспективной модели 400 литрового трехкамерного холодильника.
——————————————————————————
Холодильники 70-х годов (все напольные).
Однокамерные компрессионные модели первого поколения:
до 200 л: «Днепр», «Донбасс», «Наст», «Оазис», «Ока», «Океан», «Орск», «Памир», «Полюс», «Саратов», «Свияга», «Смоленск», «Юрюзань», «Ярна»;
свыше 200 и до 240 л: «Донбасс», «ЗИЛ», «Полюс».
Однокамерные компрессионные модели второго поколения:
до 200 л: «Бирюса», «Заравшан», «Каспий», «Минск», «Самарканд», «Снайге», «Ярна»:
свыше 200 и до 240 л: «Бирюса», «Минск», «Самарканд».
Двухкамерные компрессионные модели второго поколения, 280 л: «Бирюса», «Минск».
Однокамерные абсорбционные модели до 200 л: «Дон», «Кристалл», «Кузбасс», «Ладога», «Морозко», «Оренбург», «Садко», «Славутич», «Уралец».
——————————————————————————-
В 80-е холодильники изготавливали 23 завода. Общие объемы производства заводов страны достигли 6,5 млн. штук в год, поставки на экспорт 1,2 млн. штук холодильников и морозильников, а импорт составлял менее 1 %. Страна делила первое и второе места с США по количеству выпускаемых холодильников и морозильников. В те годы в Америке выпускали до 6,8 млн. штук бытовых холодильных приборов, но более дорогого класса.
В 80-е объемы производства МЗХ достигли 800 тыс. штук, а поставки на экспорт 60 % от выпуска. Красноярский завод при такой же мощности до 30 % холодильников «Бирюса» поставлял в страны Западной Европы. Сотни тысяч холодильников в год («Минск», «Бирюса», «Саратов», «ЗИЛ») поставляли в разные страны мира под советской маркой «Snow Cap» (Снежная Шапка). Впервые эта экспортная марка была использована на компактных (типа «стол») холодильниках и морозильниках «Бирюса» при поставках в Англию, после успешных исследований представителями Красноярского завода потребностей рынка этой страны.
В 80-е созданы первые холодильники и морозильники третьего поколения с запененными испарителями, холодильники без низкотемпературного отделения (холодильные шкафы), холодильники и морозильники типа «стол», удобные для встраивания со стандартным кухонным оборудованием в малогабаритные кухни и для комбинирования холодильника с морозильником, комбинированные холодильники-морозильники повышенной емкости с двумя компрессорами в одном корпусе, трехкамерные холодильники, холодильные шкафы-витрины с прозрачными дверьми. Переход всех заводов страны, выпускавших модели первого поколения, на более совершенные конструкции второго и третьего поколений задерживало отсутствие отечественного оборудования для изготовления холодильников с ППУ-изоляцией и дефицит иностранной валюты для закупки его за рубежом.
В 80-е в Муроме освоили чисто российскую конструкцию однокамерного, но двухдверного холодильника «Ока-6» КШ-300/45, (***). Холодильник имел одноиспарительную систему охлаждения, как в обычных однокамерных моделях, открытый испаритель и низкотемпературное отделение с наружной дверью. Это был первый отечественный холодильник, предусматривавший возможность получения охлажденных напитков, не открывая его двери. На внутренней панели двери холодильной камеры был установлен стеклянный штоф для напитков, а снаружи раздаточное устройство. Прислонив стакан к клавише, можно было налить прохладного сока или другого напитка. Холодильник имел ППУ-изоляцию, но вставную металлическую камеру и низкооборотный компрессор. Первые модификации холодильника имели полуавтоматическое оттаивание, а последующие автоматическое оттаивание испарителя. Этот холодильник продавали вплоть до конца 90-х, как двухкамерный с соответствующей надбавкой к цене за удобства пользования.
В 80-е впервые в стране был создан однодверный холодильник с двухиспарительной системой охлаждения двухкамерного холодильника (с автоматическим оттаиванием в холодильной камере) «ЗИЛ-64» КШ-260П. За общей дверью располагалась изолированнная низкотемпературная камера с ручным оттаиванием. В верхней части холодильной камеры был размещен «плачущий» испаритель из оребренной алюминиевой трубки. Такие холодильники правильнее называть однодверными, чем однокамерными.
На рынке появились первые опытно-промышленные образцы 400-литровых холодильников «ЗИЛ-65» КШТ-400П/89/90, Х(***), с принудительной циркуляцией воздуха. Холодильник был распашного типа, как мебельный шкаф. Слева внизу располагалась морозильная камера, а сверху универсальная. В холодильной камере справа размещались 2 вместительных отделения с «нулевыми» температурами для хранения фруктов и овощей. Холодильник имел независимое управление и необмерзающие стенки во всех камерах. В универсальной камере можно было задавать температуру от 10 до -12 С и обеспечивать оптимальные условия для хранения продуктов в свежем, охлажденном или замороженном состоянии.
Дизайн холодильника создавали дизайнеры ЗИЛа, Института технической эстетики (ВНИИТЭ) и американской фирмы «Лоуи». Для обеспечения конкурентоспособности холодильника на мировом рынке была закуплена техдокументация и право на секреты производства компрессора американской фирмы TECUMSEH, одной из лучших в мире.
В 80-е отечественный рынок достиг полного насыщения бытовыми холодильниками. По отдельным моделям небольшой емкости создалось затоваривание, вызванное перепроизводством. Дефицит сохранялся только на холодильники «ЗИЛ-63», «ЗИЛ-64», «Минск-15» и импортные модели.
——————————————————————————
Холодильники 80-х годов (все напольные).
Однокамерные компрессионные модели первого поколения:
до 200 л: «Днепр», «Донбасс», «Наст», «Океан», «Орск», «Памир», «Полюс», «Саратов», «Свияга», «Смоленск», «Юрюзань»;
свыше 200 и до 240 л: «Донбасс», «Орск», «Памир», «Полюс», «Свияга»;
свыше 240 и до 300 л: «ЗИЛ», «Ока».
Однодверные модели с изолированной низкотемпературной камерой и системой охлаждения двухкамерного холодильника: «ЗИЛ», «Полюс».
Однокамерные компрессионные модели второго поколения:
до 200 л: «Бирюса», «Гиочел», «Кодры», «Самарканд», «Снайге»;
свыше 200 и до 240 л: «Апшерон», «Чинар», «Бирюса», «Минск», «Самарканд»;
Холодильные шкафы (холодильники без НТО), от 200 до 280 л: «Бирюса».
Холодильные шкафы-витрины с прозрачными дверьми, 280 л: «Бирюса».
Двухкамерные компрессионные модели второго поколения:
до 240 л: «Орск», «Юрюзань»;
свыше 240 и до 300 л: «Апшерон», «Бакы», «Бирюса», «Минск», «Мир», «Памир», «Снайге».
Комбинированные холодильники-морозильники с двумя компрессорами, от 300 до 350 л: «Минск».
Трехкамерные холодильники: «Донбасс-Норд».
Морозильники:
до 160 л: «Бирюса», «Гиочел», «Минск», «Саратов»;
свыше 160 и до 240 л: «Бирюса», «Минск», «Снайге».
Однокамерные абсорбционные модели до 200 л: «Вега», «Иней», «Кристалл», «Ладога», «Морозко», «Садко».
Двухкамерные абсорбционные модели 200 л: «Кристалл».
Термоэлектрические холодильники: «Веста», «Комфорт», «Кроха», «Холодок», «Фазотрон».
——————————————————————————-
В 90-е происходит развал отечественного производства и борьба за выживание заводов холодильников, которые оказались неподготовленными к рыночным условиям. Объемы выпуска холодильников резко снизились, экспорт практически прекратился, а импорт вырос в десятки раз. Доля продаж импортных моделей превысила долю продаж отечественных холодильников.
На российский рынок хлынул поток импорта со всех стран мира, вплоть до Австралии и Бразилии. Импортные модели заполонили магазины в Москве и других крупных городах страны, а экспорт отечественных холодильников почти прекратился. Лучшие отечественные марки стало не выгодно экспортировать: выгоднее было продать у себя за рубли и обменять их на американские доллары.
Объемы производства холодильников «Ока», «Полюс», «Орск», «Саратов» и «Юрюзань» в 90-е упали до 1-8 %. Вновь строившийся Ульяновский завод («Симбирск» и «Арктика») прекратил существование на холодильном рынке до выхода на нормальное серийное производство. Под угрозой банкротства оказались старейшие заводы. В 1995 г. производство прекращено на Уссурийском заводе холодильников («Океан») и в Златоусте («Полюс»), в 1996 в г. Юрюзани («Юрюзань»), в 1997 на Московском заводе холодильников («Иней»). Заводам пришлось расплачиваться за ошибки 70-х и 80-х.
Марки закавказских и среднеазиатских холодильников исчезли с прилавков российских магазинов. Пропала вся информация об их производстве.
Неизбежность развала опровергает опыт Минского завода холодильников «Атлант», который даже в момент самых больших потрясений в нашей стране продолжал совершенствовать качество и наращивать объемы производства. Заменив марку «Минск» на «Атлант» завод сохраняет неизменной концепцию производства холодильников.
Донецкий завод замену марки «Донбасс» на «Норд» совместил с проведением полной реконструкции производства холодильников.
В 1993 г. на холодильном рынке России впервые появилось, ЗАО «Завод холодильников «Стинол», как дочернее предприятие ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Название марки происходит от английских слов «Steel of Novolipezk» («сталь из Ново Липецка»). Завод был построен «в чистом поле» по иностранным чертежам и оснащен современным импортным оборудованием на программу 1 млн. штук холодильников в год (цикл 10-15 секунд). Это самый крупный завод на территории пост советского пространства. Освоение холодильников «Стинол» в трудный для страны период оказалось возможным благодаря огромным капитальным вложениям в предшествовавшие перестройке годы.
На новом заводе было предусмотрено все для достижения высоких показателей качества продукции и максимальной гибкости производства (для быстрой смены моделей): автоматические технологические линии, автоматизированные склады, транспортные системы без участия человека, 100% функциональные испытания в соответствии с европейскими нормами качества и надежности, а также компьютерный контроль. Не было предусмотрено только производство компрессоров.
Все комплектующие изделия на первых холодильниках «Стинол» были из дальнего зарубежья. На холодильники устанавливали компрессоры из разных стран: Matsushita (Япония), Danfoss (Дания), L’Unite Hermetique (Франция). Все холодильники были спроектированы для работы на озоно-безопасном хладагенте R-134а и по конструкции относились к третьему поколению.
В соответствии с международными требованиями на озонобезопасный хладагент R 134a перешли и холодильники «Атлант». Другие отечественные заводы продолжали использовать R 12, обвиненный в разрушающем воздействии на озон в атмосфере.
В производстве старых российских заводов 37 % приходилось на холодильники емкостью менее 240 л, а все «Стинолы» имели емкость более 240 л. В 1997 г. доли однодверных и двухдверных холодильников в производстве старых российских заводов составляли 71 % и 7 % (через 5 лет 44 % и 37 %), а в производстве завода холодильников «Стинол» соответственно 14 % и 75 % (через 5 лет 4 % и 80 %). Однодверные холодильники в ассортименте «Стинолов» имели систему охлаждения двухкамерного холодильника и автоматическое оттаивание в холодильной камере.
——————————————————————————
Холодильники 90-х годов
(в конце десятилетия ассортимент традиционных марок значительно сократился).
Компрессионные модели первого поколения:
Однокамерные:
до 200 л: «Днепр», «Донбасс», «Океан», «Орск», «Памир», «Полюс», «Саратов», «Свияга», «Смоленск», «Юрюзань»;
свыше 200 и до 240 л: «Донбасс», «Орск», «Памир», «Полюс», «Свияга»;
свыше 240 и до 300 л: двухдверная «Ока».
Однодверные модели с изолированной низкотемпературной камерой и системой охлаждения двухкамерного холодильника: «ЗИЛ», «Полюс».
Компрессионные модели второго и третьего поколений:
Однокамерные:
до 200 л: «Бирюса», «Гиочел», «Кодры», «Норд», «Самарканд», «Снайге»;
свыше 200 и до 240 л: «Бирюса», «Минск-Атлант», «Норд» «Самарканд», «Чинар».
Однодверные модели с изолированной низкотемпературной камерой и системой охлаждения двухкамерного холодильника: «Стинол».
Холодильные шкафы (холодильники без НТО):
до 200 л: «Бирюса»;
свыше 200 и до 280 л: «Бирюса», «Минск-Атлант», «Норд», «ПОЗИС», «Стинол».
Холодильные шкафы-витрины с прозрачными дверьми: «Бирюса», «Минск-Атлант», «Норд», «ПОЗИС», «Стинол».
Двухкамерные холодильники:
до 240 л: «Орск», «Юрюзань»;
свыше 240 и до 300 л: «Бакы», «Бирюса», «Минск-Атлант», «Мир», «Памир», «Норд», «Снайге», «Стинол», «Чинар».
Комбинированные холодильники-морозильники с двумя компрессорами, от 300 до 380 л: «Минск-Атлант», «Норд», «ПОЗИС», «Саратов», «Симбирск», «Стинол».
Трехкамерные холодильники: «Норд», «Стинол».
Морозильники вертикальные:
до 160 л: «Бирюса», «Гиочел», «Минск-Атлант», «Норд», «ПОЗИС», «Саратов», «Свияга», «Смоленск», «Снайге», «Стинол».
свыше 160 и до 240 л: «Арктика», «Бирюса», «Минск-Атлант», «Свияга», «Снайге», «Стинол».
Универсальные холодильники-морозильники: «Стинол-126».
Морозильники горизонтальные (лари) от 200 до 320 л:
«Бирюса», «Норд», «Орск».
Абсорбционные холодильники до 200 л: «Вега», «Иней», «Кристалл», «Ладога», «Морозко», «Садко».
Термоэлектрические холодильники: «Веста», «Комфорт», «Кроха», «Холодок», «Фазотрон».
——————————————————————————-
Ремонт отечественных холодильников
15 июня 2006 г.
http://www.elremont.ru
Холодильник «Мир» КШД-270
Устройство холодильника
Двухкамерный компрессионный холодильник «Мир» представляет собой напольный шкаф с холодильным агрегатом, имеющим двухтемпературный испаритель и автоматическое оттаивание. Холодильники выпускаются трех моделей с общим объемом 270, 300, 350 дм3 и низкотемпературной камерой объемом 80 дм3.
Снаружи шкаф металлический, изнутри пластмассовый. По стенкам и двери проложены прокладки из пенополиуретана.
Рис. 1. Холодильник «Мир» КШД-270:
1 — испаритель; | 11, 18—уплотнители; |
2 — промежуточная стенка; | 12, 17—панели внутренние; |
3 — бак; | 13 — внутренняя облицовка шкафа; |
4 — крышка; | 14, 19 — панели наружные; |
5 — полка; | 15 — барьер-полка; |
6 — лоток; | 16 — ось передней петли; |
7 — испаритель холодильной камеры; | 20 — ось нижней петли; |
8—кронштейн; | 21 — нижняя корзина; |
9—сосуд; | 22 — верхняя корзина |
10—контейнер; |
Шкаф разделен горизонтальной выдвижной промежуточной стенкой 2 (рис. 1) на две камеры: верхнюю — холодильную и нижнюю низкотемпературную. В холодильной камере расположен «плачущий» испаритель 7, в морозильной камере — низкотемпературный испаритель 1. Обе камеры закрываются дверями. По периметру каждой двери закреплены уплотнители 11 и 18 с магнитной вставкой, обеспечивающей плотное прилегание дверей к торцевой поверхности шкафа. Дверь холодильной камеры с внутренней стороны имеет панель 12 с формованными местами для крепления полок. Боковые стенки холодильной камеры имеют выступы для установки полок на разную высоту. В низкотемпературной камере имеются корзины 21 и 22 для хранения замороженных продуктов.
Рис. 2. Холодильник «Мир» КШД-270 (вид сзади):
1 — соединительный шнур; | 11 — водосток; |
2 — датчик-реле температуры; | 12 — тепловая трубка; |
3 — фипьтр-осушитель; | 13 — сосуд; |
4 — конденсатор; | 14, 15 — трубки; |
5 — кронштейн конденсатора; | 16 — заправочная трубка; |
6, 9—винты; | 17 — компрессор; |
7—наружный фланец; | 19 — пускозащитное репе; |
8, 18—гайки; | 20 — опора |
10—отсасывающая трубка; | |
Охлаждение воздуха в камерах и хранящихся в них продуктов осуществляется холодильным агрегатом, состоящим из герметичного компрессора 17 (рис. 2), конденсатора 4 и двухтемпературного испарителя, соединенных между собой трубопроводами и образующих герметичную систему, внутри которой циркулирует хладагент.
Охлаждение низкотемпературного испарителя достигается за счет дросселирования циркулирующего в системе холодильного агрегата хладагента в капиллярной трубке и кипения его в испарителе при низком давлении.
Охлаждение испарителя холодильной камеры обеспечивается потоком паров хладагента, отсасываемых компрессором. Поддержание необходимой температуры в камерах холодильника обеспечивается за счет периодического включения и отключения компрессора, осуществляемого с помощью терморегулятора, расположенного на панели управления холодильника.
Рис. 3. Электрическая схема холодильника «Мир» КШД-270:
S3 — датчик-реле температуры Т144-2; | К— пускозащитное реле Р4-2: |
S — датчик-реле температуры Т-130; | М— электродвигатель ЭДП-24: |
Н1 — лампа освещения холодильной камеры; | R1, R2 — резисторы нагревателей; |
Н2 — зеленая индикаторная лампа: | S2 — выключатель ВОК-2; |
Н3 — красная индикаторная лампа; | S1 — клавишный переключатель |
Н4 — желтая индикаторная пампа: |
При включении холодильника на панели загорается зеленая индикаторная лампа Н2 (рис. 3), которая сигнализирует о том, что к холодильнику подведено напряжение. Красная лампа Н3 загорается автоматически при температуре в низкотемпературной камере минус 15°С и выше. Включает и выключает лампу Н3 датчик-реле температуры S3 типа Т-144-2. Индикаторная лампа желтого цвета загорается при установке переключателя S1 на режим «замораживание». Выключатель S2 включает и выключает лампу Н1 освещения холодильной камеры. Температурный режим в камерах холодильника устанавливается путем поворота ручки датчика-реле температуры S типа Т-130. Запуск электродвигателя и защита его обмоток от тепловых и токовых перегрузок осуществляется пускозащитным реле К типа Р4-2.
Расположение приборов управления и сигнализации показано на рис. 4.
Рис. 4. Схема расположения приборов управления и сигнализации:
1 — ручка терморегулятора; | 4 — желтая индикаторная лампа; |
2 — зеленая индикаторная лампа: | 5 — переключатель |
3 — красная индикаторная пампа: |
Снеговой покров с испарителя, расположенного на задней стенке холодильной камеры, удаляется автоматически в период останова мотор-компрессора с помощью нагревателя, установленного на поверхности испарителя. Во время оттаивания испаритель покрывается каплями воды, которые по водоотводящей системе стекают в бак для талой воды, находящийся на конденсаторе. При этом холодильник продолжает потреблять электроэнергию, так как нагреватель R2 (см. рис. 3) испарителя для оттаивания «шубы» и нагреватель R1 проема двери низкотемпературной камеры остаются включенными.
Оттаивание низкотемпературной камеры осуществляется при отключенном от электросети холодильнике и открытой двери. Талая вода стекает в резервуар, установленный в холодильной камере. Иней удаляют лопаткой, входящей в комплект холодильника.
Ремонт холодильника
Дефектация холодильников может осуществляться на дому у владельца и в мастерской. Определение дефектов рекомендуется производить в такой последовательности:
- внешний осмотр холодильника;
- проверка состояния элементов электрической схемы (проверяется сопротивление электрической изоляции, сопротивление обмоток статора электродвигателя, отсутствие межвитковых замыканий обмоток статора, отсутствие обрыва и сгорания обмоток статора);
- проверка отсутствия утечки хладагента из системы холодильного агрегата;
- проверка температурно-энергетических параметров холодильника (температура на средней полке холодильной камеры, расход электроэнергии, коэффициент рабочего времени, обмерзание низкотемпературного испарителя); проверка степени нагрева отдельных частей холодильного агрегата;
- проверка холодильника на запуск мотор-компрессора при пониженном напряжении;
- проверка потребляемой мощности и тока (проверяется не менее чем через 30 мин работы холодильника);
- проверка уровня громкости звука.
При внешнем осмотре двери шкафа должны легко поворачиваться на осях петель без заеданий, перекосов, без заметного смещения контура. Магнитные вставки уплотнителей дверей должны обеспечивать надежное их закрывание.
Полки внутреннего шкафа должны плотно лежать на опорах, без качания. Все крепежные детали должны быть надежно затянуты. Головки винтов и шурупов не должны иметь сорванных шлицев, а головки болтов и гайки —деформированных граней.
Двухтемпературный испаритель должен быть прочно закреплен по месту его монтажа в низкотемпературной и в холодильной камерах, а конденсатор — на задней стенке наружного шкафа.
При проверке электрической схемы монтаж электропроводки должен соответствовать принципиальной электросхеме и обеспечить надежный электрический контакт и механическую прочность соединений. Части, находящиеся под напряжением, должны быть надежно изолированы от металлических нетоковедущих деталей и защищены от случайного прикосновения. Сопротивление изоляции между токоведущими частями и неметаллическими частями, отделенными от токоведущих основной изоляцией, должно быть не менее 10 МОм (если ремонт производится в течение гарантийного срока и не менее 8 МОм — для послегарантийного ремонта).
Электрическая изоляция холодильника должна выдерживать в течение 1 мин испытательное напряжение 1100 В переменного тока частотой 50 Гц. Рычаг дверного выключателя при открывании двери холодильной камеры должен включать, а при закрывании выключать лампу освещения.
Пускозащитная аппаратура должна обеспечивать надежный запуск и устойчивый режим работы холодильника при колебании напряжения в сети от -15 до +10% от его номинального значения.
Светосигнальное устройство должно функционировать безотказно и отражать режимы работы холодильника.
Проверка уровня громкости звука (корректированного уровня звуковой мощности) производится на стенде холодильника, имитирующем уровень звука, или с помощью шумомера.
Перед пайкой основные сборочные единицы холодильного агрегата должны быть очищены и просушены. Спаянные стыки трубопроводов холодильного агрегата должны быть плотными и герметичными. Остатки флюса удаляют, места пайки закрашивают. Агрегат вакуумируют и заполняют хладагентом и маслом в количестве, указанном в маркировке холодильного агрегата.
Отремонтированные агрегаты должны быть герметичными. Утечка хладагента не допускается. Ее контролируют галоидным течеискателем с чувствительностью до 0,5 г в год.
При работе компрессора змеевик «плачущего» испарителя должен быть равномерно покрыт инеем, а после останова мотор-компрессора полностью оттаять. Испаритель низкотемпературного отделения должен быть полностью покрыт инеем.
По согласованию с владельцем ремонтируемого холодильника все места с поврежденной окраской подкрашивают нитроэмалью соответствующего цвета. При полной окраске холодильного шкафа покрытие должно быть ровным, без потеков, отслоений и других дефектов и иметь прочное сцепление с окрашенными поверхностями.
Сборочные единицы и детали, устанавливаемые вместо дефектных, а также материалы, применяемые при ремонте, должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.
Перенавеска дверей холодильной и низкотемпературной камер.
Снять кронштейн 8 (см. рис. 1.), отвинтив два винта его крепления. Выдвинуть вперед и снять крышку шкафа холодильника. Отвинтить винт и снять крышку верхней петли с левой стороны шкафа. Отвинтить три винта крепления верхней петли с правой стороны шкафа. Снять кронштейн верхней петли с правой стороны шкафа.
Снять ограничитель двери низкотемпературной камеры. Снять дверь холодильной камеры выводом втулки из оси средней петли. Снять ось 16 средней петли с регулировочными шайбами, снять втулку, находящуюся между кронштейном средней петли и дверью низкотемпературной камеры.
Снять дверь низкотемпературной камеры выводом втулки из оси нижней петли 20. Снять среднюю петлю и кронштейн нижней петли, отвернув болты крепления и сняв ограничитель. Снять шторку, закрывающую кронштейн в нижней части шкафа слева под дверью низкотемпературной камеры. Поставить ось ограничителя нижней петли и ось нижней петли с противоположной стороны на кронштейн нижней петли. Закрепить с противоположной стороны среднюю и нижнюю петли. Ввести ось нижней петли во втулку двери низкотемпературной камеры. Поставить втулку на дверь низкотемпературной камеры. Вставить ось средней петли и шайбы в кронштейн средней петли. Ось средней петли должна входить во втулку двери через установленную втулку. Навесить дверь холодильной камеры на ось средней петли. Навесить кронштейн верхней петли с предварительно переставленными осью ограничителя и осью верхней петли на дверь холодильной камеры. Закрепить винтами верхнюю петлю с противоположной стороны холодильника. Поставить крышку. Закрепить кронштейн 8.
Переставить ручки дверей, предварительно сняв декоративную вставку нажатием на нее изогнутым металлическим прутком через щель со стороны двери. Вывинтить крайний винт крепления ручки к наружной панели двери и ослабить второй винт. Вставить в освободившееся отверстие на двери пробку. Повернуть ручку на 180° до совмещения отверстия в ручке с отверстием в панели, соответствующим выбранной стороне открывания дверей. Закрепить ручки винтами, вставить декоративные вставки с эмблемами. При необходимости регулировка плотности прилегания дверей осуществляется за счет изменения числа прокладок между петлями и торцевой поверхностью шкафа.
Двери должны поворачиваться на осях легко, без заедания.
Ремонт двери низкотемпературной камеры.
Снять ручку двери, предварительно сняв декоративную вставку, и отвинтить два винта крепления ручки. Положить дверь внутренней панелью вверх, отвинтить винты крепления панели и уплотнителя 18 с магнитной вставкой. Снять уплотнитель, четыре пластины и внутреннюю панель. Заменить негодные детали и собрать дверь в обратном порядке.
Ремонт двери холодильной камеры.
Снять ручку двери. Снять сосуд 9, выдвинув его вперед по направляющим. Снять барьер-полку 15. Положить дверь внутренней панелью 12 вверх, отвинтить винты крепления панели и уплотнителя 11. Снять уплотнитель и внутреннюю панель. Заменить негодные детали и собрать дверь в обратном порядке.
Замена холодильного агрегата.
Снять двери холодильника. Вынуть клинья и бонки крепления лотка к шкафу и снять лоток 6 для слива воды. Снять металлическую поперечину, находящуюся на поверхности промежуточной стенки 2, вынуть промежуточную стенку, предварительно сняв среднюю петлю. Снять кронштейны крепления полок испарителя низкотемпературной камеры, отвинтить крепящие винты, снять зажимы с сильфонной трубки терморегулятора, крепящие ее к трубке испарителя. Отвинтить винты и снять втулки крепления испарителя 7 холодильной камеры. Выдвинуть на себя и снять крышку 4. Отвинтить винты крепления конденсатора 4 (см. рис. 2) к шкафу. Отвернуть гайки 8 и снять наружный фланец 7. Отсоединить от испарителя холодильной камеры трубку сильфона терморегулятора, закрепленную прижимной планкой. Снять внутренний фланец и вынуть теплоизоляцию из люка. Отсоединить электропровода от мотор-компрессора, отвернуть гайки 18 и снять мотор-компрессор с задней опоры. Через люк в задней стенке шкафа последовательно снять: испарители холодильной и низкотемпературной камер вместе с конденсатором и мотор-компрессором. Снимать агрегат надо осторожно, внимательно следя за тем, чтобы не повредить трубопроводы, соединяющие сборочные единицы агрегата. Установить новый холодильный агрегат в обратном порядке.
Замена терморегулятора низкотемпературной камеры.
Снять скобы крепления сильфонной трубки к трубке испарителя. Снять кожух терморегулятора, отвинтив винт крепления кожуха. Отсоединить провода терморегулятора. Вытянуть сильфонную трубку из шкафа со стороны задней стенки. Снять кронштейн с терморегулятором. Установить исправный терморегулятор.
Замена терморегулятора холодильной камеры.
Отвинтить винты, снять втулки крепления испарителя холодильной камеры. Отвинтить винты крепления прижимной пластины к полке испарителя. Снять прижимную пластину, прижимающую сильфонную трубку терморегулятора к испарителю холодильной камеры. Снять кронштейн 8 (см. рис. 1.) и крышку шкафа холодильника. Отсоединить провода терморегулятора. Снять бонки и клинья крепления кронштейна терморегулятора. Вытянуть через отверстие в шкафу сильфонную трубку, заменить терморегулятор на исправный.
Замена выключателя.
Нажать концом отвертки на край выключателя в направлении вертикально вниз и снять выключатель.
Замена лампы.
Снять плафон. Вывернуть лампу из патрона. Ввернуть исправную лампу и закрепить плафон.
Подготовка к ремонту холодильного агрегата.
В состав подготовки к ремонту холодильного агрегата входят следующие операции:
- дефектация, оценка помещения, в котором предполагается производить ремонт агрегата;
- подбор места установки агрегата; оценка способа ремонта (без снятия или со снятием холодильного агрегата);
- определение мер безопасности; демонтаж агрегата; обдувка агрегата сжатым воздухом; закрепление агрегата на специальном приспособлении.
Удаление хладагента.
Отрезать труборезом или ножовкой конец заправочной трубки 16 (см. рис. 2). Удалить хладагент из агрегата, держа конец патрубка в течение 20-25 мин открытым; при этом регулярно контролировать давление в патрубке. Закрыть конец патрубка пробкой.
Распайка стыков агрегата.
Количество стыков, подлежащих распайке, определяется с учетом возможности замены дефектного узла, фильтра-осушителя и обеспечения возможности промывки и сушки сборочных единиц.
Разделка стыкуемых элементов агрегата.
Эта операция заключается в удалении остатков припоя, заусенцев, забоин и других дефектов, развальцовки концов стыкуемых патрубков. Развальцовка должна производиться с учетом обеспечения кольцевого зазора в стыке не более 0,1 мм.
Зачистка концов стыкуемых элементов.
Зачистить концы стыкуемых элементов шабером или шлифовальной бумагой. Следить, чтобы были удалены окислы и различные загрязнения. Стыкуемые концы осветлить слабым раствором азотной кислоты.
Промывка агрегата.
Для удаления смазочного масла и различных загрязнений из внутренних полостей составные части холодильного агрегата (мотор-компрессор, конденсатор, испаритель и трубопроводы) промывают бензином или хладоном-113, растворяющим масло. После промывки все составные части тщательно проверить. Остатки грязи на внутренних поверхностях не допускаются.
При обнаружении несмытой грязи на доступных для осмотра внутренних поверхностях составных частей холодильного агрегата промывку необходимо повторить.
Сушка составных частей агрегата.
Составные части следует сушить в сушильном шкафу при температуре 100-105°С с одновременным отсосом из полостей узлов с помощью вакуумного насоса сушильного шкафа либо продувкой сухим воздухом с точкой росы -50…-60°С. Время сушки теплообменной аппаратуры 40 мин, мотор-компрессора 6 ч.
Сборка холодильного агрегата и пайка стыков.
Собирают холодильный агрегат на специальном приспособлении, обеспечивающем правильное положение и взаимное расположение его составных частей. Трубки в местах стыков должны быть вставлены друг в друга до упора (концы капиллярной трубки должны быть вставлены на 10-15 мм).
При любом объеме ремонта, связанного с распайкой стыков составных частей, цеолитовый патрон подлежит обязательной замене. Перед установкой в систему осушительный патрон подвергают регенерации при температуре 350-400°С в течение 3 ч под вакуумом с остаточным давлением 2,6 кПа. Пайка должна производиться припоем ПСР-29 (при пайке медных стыков допускается применять бессеребряный припой ПМФОЦр-6-4-0,03). При этом необходимо следить, чтобы не прожечь места пайки и чтобы припой не затекал внутрь соединяемых элементов. Непосредственно после окончания пайки поверхности деталей в месте спая должны быть очищены от флюса.
Заполнение холодильного агрегата.
При заполнении холодильного агрегата хладагентом последовательно выполняют первичное и вторичное вакуумирование холодильного агрегата, а также заполнение холодильного агрегата хладагентом.
Первичное вакуумирование холодильного агрегата должно производиться на стенде, обеспечивающем создание вакуума до 13,3 Па. Время вакуумирования 30 мин.
При первичном вакуумировании целесообразно подключить к проходным контактам мотор-компрессора напряжение источника постоянного тока 36 В с целью подогрева обмоток статора.
Вторичное вакуумирование и заполнение хладагентом должно производиться на стенде, имеющем вакуумный насос, дозирующее устройство для заполнения холодильного агрегата заправочными компонентами (хладагент, масло) и нагревательное устройство.
Заполнять холодильный агрегат хладагентом можно и в такой последовательности:
- первичное вакуумирование агрегата до остаточного давления 0,6-1,3 кПа в течение 20-25 мин;
- заполнение агрегата 50-60 г хладона (технологическая доза);
- проверка холодильного агрегата на отсутствие утечки хладагента галоидным течеискателем (ГТИ-6);
- стравливание хладагента из полости агрегата;
- вторичное вакуумирование до остаточного давления 13,3 Па в течение 5-7 мин.
Возможные неисправности холодильника «Мир» и способы их устранения
Причина | Способ устранения |
---|---|
Наличие щелей в дверном проеме. Быстрое нарастание «шубы» на стенках испарителя низкотемпературной камеры. Увеличение коэффициента рабочего времени и расхода электроэнергии | |
Нарушение герметичности между низкотемпературным отделением и холодильной камерой | Зазор вдоль правой стороны двери (со стороны навесок) устранить регулировкой навесок. Зазор по всей длине на левой стороне двери устранить рихтовкой двери. Визуально проверить, равномерно ли прилегают двери и нет ли перекоса. Перекос двери устранить регулировкой навесок |
Трещины в панели двери | |
Коробление панели двери | Заменить панель двери |
Холодильник работает нестабильно. Нарушена цикличность работы при постоянной установке терморегулятора | |
Неисправен терморегулятор | Заменить терморегулятор Т-130 |
Холодильник работает не отключаясь | |
Отсутствует контакт между сильфонной трубкой терморегулятора Т-130 и всасывающей трубкой испарителя холодильной камеры | Обеспечить контакт сильфонной трубки терморегулятора с трубкой испарителя камеры |
Быстрое образование «шубы» на испарителе холодильной камеры | |
Неисправен нагреватель оттаивания | Заменить нагреватель испарителя |
Появление инея на планке межкамерной перегородки | |
Неисправен нагреватель межкамерной перегородки | Заменить нагреватель |
Не горит лампа светового индикатора | |
Неисправны световые индикаторы | Заменить световые индикаторы |
Перегорела лампа светового индикатора | Заменить неисправную лампу |
При переключении на режим замораживания не загорается индикаторная лампа желтого цвета | |
Неисправен выключатель типа ЗЗБ15 | Проверить контакт соединительной ВК клеммы к выключателю. Заменить выключатель |
Не загорается лампа в холодильной камере | |
Неисправен выключатель ВОК-2 | Заменить выключатель |
Неисправен патрон | Заменить патрон |
Неисправна лампа | Заменить лампу |
Постоянно горит лампа красного цвета или не загорается независимо от температуры в низкотемпературном отделении | |
Неисправен терморегулятор Т-144-2 | Заменить терморегулятор Т-144-2 |
Лампа красного цвета не горит, но температура в морозильной камере выше минус 15°С | |
Нет контакта в одном из соединений | Устранить дефект в соединении |
Лампа красного цвета постоянно горит | |
Нет контакта между сильфонной трубкой терморегулятора и полкой испарителя | Обеспечить контакт между сильфонной трубкой терморегулятора и полкой испарителя |
Испаритель холодильной камеры обмерзает выше установленной нормы. Холодильный агрегат работает с большим количеством циклов, высоким коэффициентом рабочего времени. Мощность компрессора и расход электроэнергии завышены | |
Завышена доза хладона в холодильном агрегате | Перезарядить холодильный агрегат хладагентом до нормы Корректировку дозы производить при установившемся режиме, т.е. после обкатки холодильного агрегата в течение 80- 90 мин |
Не обмерзают или обмерзают частично выходные каналы испарителя холодильной камеры, конденсаторы нагреваются слабо, потребляемая мощность электродвигателя понижена, холодильник работает не отключаясь | |
Завышена доза хладона в холодильном агрегате | Перезарядить холодильный агрегат хладагентом до нормы. Корректировку дозы производить при установившемся режиме, т.е. после обкатки холодильного агрегата в течение 80-90 мин |
Электродвигатель работает, охлаждение в камерах недостаточное. Не обмерзают выходные каналы испарителя холодильной камеры, конденсатор нагревается слабо, мощность занижена, холодильник работает не отключаясь | |
Частичная утечка хладагента в системе хладагента холодильного агрегата | Установить место утечки по следам масла. Заменить поврежденные трубопроводы, перепаять соответствующим припоем стыки патрубков, в которых наблюдается утечка. Перезаправить холодильный агрегат хладагентом согласно установленной норме |
Тепловая трубка холодная | |
Нарушена герметичность тепловой трубки хладагента | Установить место утечки заменить поврежденные трубопроводы, припаять соответствующим припоем стыки. Заполнить хладагентом |
Электродвигатель работает, испаритель не обмерзает | |
Засорение капиллярной трубки испарителя низкотемпературной или холодильной камеры | Заменить капиллярную трубку низкотемпературной или холодильной камеры. Заменить фильтр-осушитель |
Замерзание влаги в капиллярной трубке | |
Цикличное самопроизвольное оттаивание при исправной работе мотор-компрессора, потребляемая мощность электродвигателя понижена | Заменить фильтр-осушитель. Заполнить холодильный агрегат испарителей хладагентом до нормы |
Завышен расход электроэнергии. Кожух мотор-компрессора нагрет сверх нормы. Последние витки конденсатора холодные | |
Попадание воздуха в систему холодильного агрегата | Удалить хладагент из системы холодильного агрегата. Отвакуумировать агрегат и заполнить его 50-60 гхладона-12 с последующим удалением его из системы. Отвакуумировать агрегат и заполнить его хладагенто |
Электродвигатель гудит, но не запускается, защитное реле систематически отключается | |
Заклинивание компрессора | Устранить заклинивание компрессора путем кратковременной подачи завышенного напряжения. Заменить компрессор |
Электродвигатель работает, испаритель не охлаждается | |
Понижена производительность компрессора | При отсутствии утечки хладагента или засорения капилляра заменить мотор-компрессор |
Свистящий звук внутри кожуха мотор-компрессора | |
Надлом патрубка внутри кожуха мотор-компрессора | Заменить мотор-компрессор |
Металлический стук в мотор-компрессоре в начале рабочего цикла | |
Выработка трущихся пар | Заменить мотор-компрессор |
Повышенный расход электроэнергии | |
Наличие межвиткового замыкания в обмотках статора | Заменить мотор-компрессор |
Электродвигатель не запускается | |
Обрыв электрической цепи электродвигателя | Заменить мотор-компрессор |
Сопротивление изоляции электродвигателя ниже нормы | |
Пониженное сопротивление изоляции | Заменить мотор-компрессор электродвигателя |
Посторонний шум при работе холодильника | |
Деформация трубопроводов | Отогнуть трубопроводы от задней стенки шкафа холодильника в месте их касания. Придать правильное положение трубопроводам агрегата |
Удачи в ремонте!
Статья подготовлена по материалам книги издательства СОЛОН-Пресс Серии Ремонт №35 «Ремонт холодильников» Д. А. Лепаев, В. В. Коляда 2005