Гобелены в современном интерьере
Содержание
- От Средневековья до современности
- Рекомендации по уходу за изделиями
- Плюсы и минусы ткани гобелен
- Виды гобелена
- Как выбрать настоящий гобелен
- Уход за гобеленовой тканью
- Сюжетный гобелен – куда повесить?
- Орнаменты и абстракция – уникальный дизайн для современного интерьера
- Особенности ухода
- Секрет популярности гобеленов
- Гобелены: какими они бывают
- Техники создания гобеленов с акцентированием на способах переплетения
- Выбор материалов
- Различия по дизайну
- Выбор места для размещения
Передать настроение разных жизненных ситуаций способно только искусство. Одним из таких примеров являются гобелены — настенные текстильные картины.
Автор статьи: Светлана
Первые опыты создания подобных произведений принадлежат древнеегипетским мастерам, старавшимся сохранить память о важных исторических событиях. В Европе первыми были швейцарские мастера, а также братья Гобелены во Франции. Основанную в XII веке мануфактуру выкупил Людовик XIV. На то время пользоваться дорогостоящими произведениями искусств могла только знать и королевские особы. Сейчас гобелены используются как для создания уникальных интерьеров, так и для пошива ковров, дамских сумочек и нарядов.
От Средневековья до современности
История гобеленов уходит корнями в далекое прошлое: еще в Древнем Египте было известно это ткацкое искусство. Но прообразами современных гобеленов считаются работы средневековых немецких монахов. Тканые ковры, которыми были увешаны холодные стены монастырей, использовались отнюдь не для украшения, а служили вполне утилитарной задаче, обеспечивая теплоизоляцию помещений.
К концу Средних веков начался расцвет этого искусства в Западной Европе, стали появляться мастерские, которые производили гобелены для состоятельных граждан. Изготовление ковров в то время было делом очень дорогостоящим и кропотливым: на один гобелен могло уходить несколько лет работы целой деревни. Приобретение таких изделий могли позволить себе лишь члены королевских семей и представители высшей знати.
Самые частые изображения того времени – библейские мотивы, а также сюжетные картины с изображением охоты, жизни при дворе, военных походов. Когда в южной части Европы распространялась фресковая живопись, в более холодных странах их заменой стали гобелены, позаимствовавшие у фресок как сюжеты, так и цветовые приемы.
Средневековые гобелены рассказывали о жизни людейСтаринные гобелены из Реймского собора во Франции
Центром производства гобеленов в Средние века стал Париж, там эти полотна пользовались огромной популярностью. Те, кто мог себе позволить, заказывали целую серию картин. Они использовались для украшений домов и храмов, с их помощью создавали передвижные коридоры на улицах для праздничных шествий, ими декорировали трибуны на рыцарских турнирах. Эскизы для гобеленов создавались Рафаэлем, Рубенсом и другими именитыми художниками прошлого. Сегодня большинство старинных гобеленов представлены на экспозициях в крупнейших музеях Европы.
Параллельно развитие ткацкого ремесла шло на востоке. На территории Монголии, Украины, Молдавии и России также ткались безворсовые ковры, которые использовались как в домашнем убранстве, так и в обрядовых церемониях. Они сильно отличались от европейских гобеленов: в основном их украшали цветочные и геометрические орнаменты, но технология изготовления была очень похожей.
В Россию мода на гобелены пришла в эпоху Петра I. С его подачи в Петербург были приглашены мастера по плетению и открыта первая гобеленовая мастерская. На первых российских гобеленах изображались сюжеты картин французских и отечественных художников.
С развитием фабричного производства художественный уровень гобеленов резко упал. Они перестали быть роскошью, стали доступнее для рядового населения, а изображения все чаще копировались с популярных художественных полотен.
Этнические орнаменты характерны для гобеленов Средней Азии и Ближнего Востока
Вторая волна популярности гобеленов в мире пришлась на ХХ век. Пикассо, Матисс, Дали, Кандинский – вот только несколько художников, чьи эскизы брались за основу для новых изделий. Именно тогда гобелены из прикладного ремесленного занятия превратились в составляющую высокого искусства, какой и остаются по сегодняшний день.
Гобелены делают помещение интереснее и изысканнее
Рекомендации по уходу за изделиями
Гобелен отличается некоторой капризностью в уходе, поэтому важно запомнить некоторые правила.
Как ухаживать за гобеленом:
- Предпочтительна сухая чистка.
- Желательно беречь от прямых солнечных лучей.
- Пятна и местные загрязнения удаляют специальными составами без отбеливающих компонентов.
Гобелен — уникальное структурное полотно с оригинальными расцветками и узорами. Производство подразумевает применение метода саржевого переплетения, как и для ткани бостон и арбен, в котором нити основы создают главный мотив, а все дополнительные — фон и структуру.
Многочисленные разновидности используются для интерьерного декора, изготовлении мебельной обивки, штор, одежды.
Плюсы и минусы ткани гобелен
Достоинства гобеленовых тканей обусловлены свойствами нитей, используемых в создании материи, и особенностями жаккардового переплетения.
- Ткань имеет высокую плотность, отлично держит форму, устойчива к износу.
- Долго сохраняет цвета — не линяет и не выгорает на солнце.
- Обладает антистатическими свойствами — не притягивает пыль и мелкий мусор, не накапливает статическое электричество.
- Огромное многообразие художественных композиций и текстур обеспечивает широкое применение во многих сферах жизнедеятельности человека.
- Не требует особого ухода — специальная обработка защищает изделия от загрязнений.
К недостаткам можно отнести следующие качества ткани:
- повышенная жесткость и значительный вес материи не позволяют шить из нее одежду;
- изделия нельзя стирать и гладить, в противном случае могут появиться загибы и заломы.
Пусть у материи и существуют некоторые минусы, гобелены – это популярные и востребованные ткани, которые поднимают настроение, наполняют дом радостью и красотой.
Виды гобелена
Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.
Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.
Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.
- Восточный стиль. Оригинальный и неповторимый сюжет, полный философии и спокойствия, отличает картины, созданные в восточном стиле. Изображения людей, укрощающих диких животных, гармонично впишутся в интерьер.
- Кантри. Для тех, кто любит и ценит старинные вещи, разработаны сюжеты гобеленов, уносящих в прошлое. Такие картины отлично сочетаются с камином и глиняной посудой, редкими книгами и самодельными ковриками.
- Скандинавский стиль. Естественность и простота отличает этот вид гобеленов. Для оформления комнаты в скандинавском стиле больше подойдут картины в светлых тонах: сероватые, голубые, светло-бирюзовые.
- Прованс. Гобелены в стиле прованс ассоциируются с морем и солнцем. Великолепные цветы, красивые домики на речном или морском берегу напоминают о летнем отдыхе. Такие полотна часто делают из грубого хлопка или отбеленного льна.
Как выбрать настоящий гобелен
Сегодня изделия из гобелена может себе позволить каждый. Чтобы они действительно стали украшением жилища и долго притягивали взгляд хозяина и гостей, материалы должны быть качественными.
Выбирая вещи из гобеленовой ткани, необходимо учитывать следующие моменты.
- Приобретать шпалеры лучше в специализированных магазинах, где у продавца наверняка имеется сертификат качества на товар.
- Цвет и текстура выбранной вещи должны как можно лучше подходить к общему дизайну помещения, мебели и шторам.
- Тканая картина должна иметь такие размеры, чтобы ее было видно целиком.
- Аккуратная гладкая изнанка и рамочка, поставляемая в комплекте с картиной, свидетельствует о том, что гобелен высокого качества.
- Рисунок должен быть четким и ярким, с хорошо просматривающейся композицией.
Гобелен в доме всегда является сильным визуальным символом, способным создать настроение и сформировать имидж хозяина. Поэтому к выбору тканой картины надо подходить так же грамотно, как к покупке мебели или одежды.
Уход за гобеленовой тканью
Ткань гобелен имеет шероховатую поверхность, на рубчиках которой очень быстро скапливается пыль. Если не придавать этому значения, то изделие вскоре покроется серым налетом и его внешний вид будет испорчен. Кроме того, на мебель, скатерть или наволочку из гобеленовой ткани можно пролить кофе или апельсиновый сок, и тогда изделие точно придется стирать или чистить. Производители утверждают, что шпалеры долговечны, но это верно только в том случае, если за ними правильно ухаживают.
- От пыли можно избавиться с помощью пылесоса или одежной щетки. В конце чистки желательно пройтись по поверхности материала влажной губкой, чтобы вещь приобрела свежий вид.
- Если появилось пятно от пищевых продуктов или уличной грязи, изделие следует помыть. Мягкую губку или кусочек материи смачивают в мыльном растворе и легкими поглаживающими движениями оттирают загрязнение. Сушить изделие можно на улице, в солнечном месте с хорошей циркуляцией воздуха.
- Гладить изделия из этой материи не рекомендуется. В крайнем случае допускается глажка с изнаночной стороны утюгом, разогретым не более чем до 150°С.
- Не следует стирать вещи из гобелена в машинке. Если необходима стирка скатерти или наволочки, лучше сделать работу вручную с помощью щадящих моющих средств.
- Для стирки и чистки гобеленовой ткани стоит использовать только специальные гели и порошки. Причем перед обработкой изделия на изнанке нужно проверить, не оказывает ли выбранное средство негативного воздействия на материал.
- Тканые картины лучше прятать от попадания прямых солнечных лучей. Иначе гобелен может потрескаться, насыщенные цвета поблекнут и картина приобретет сероватый оттенок.
Важно!
Покупая картины или другие вещи из гобелена, надо внимательно изучить рекомендации производителя, оставленные на ярлыке к товару, и по возможности их выполнять. Тогда предметы надолго сохранят свой первозданный вид.
Гобеленовые ткани — роскошный плотный материал. Они всегда свежи, привлекательны и никогда не выйдут из моды. Огромное разнообразие моделей и великолепный вид делают эту материю незаменимой при оформлении помещений премиум-класса. Несмотря на то, что современные материалы защищены от грязи специальными пропитками, они требуют осторожного обращения и деликатного ухода.
Оформление интерьера изысканным и практичным текстилем – один из завершающих штрихов, позволяющих создать уютную и приятную атмосферу жилища. Придать дизайну помещения особое очарование помогут изысканные гобелены – текстиль с уникальным переплетением нитей. Оригинальный орнамент, эксклюзивный рисунок или сюжетная картина на ткани способны изменить весь характер интерьера комнаты, придать ему тонуса или успокоить атмосферу. Использование гобеленов для украшения жилищ уходит корнями в глубокую историю, во времена, когда полотна с оригинальным плетением изготавливались исключительно вручную, требовали дорогостоящего сырья и большого количества времени мастера. Неудивительно, что готовые изделия стоили очень дорого и позволить себе подобный декор для своего жилища могли только состоятельные люди.
В наше время, прогресс взял вверх над ручным трудом, существенно удешевив процесс изготовления гобеленов, сократив необходимое для этого время в десятки раз и снизив стоимость конечного продукта. Конечно, полотна, созданные современными роботами совершеннее и точнее гобеленов, которые способен создать человек вручную, но они не хранят тепло человеческих рук. Наверное, поэтому многие коллекционеры и любители антиквариата как реликвию хранят вручную созданные текстильные украшения для стен, считая такой предмет роскоши хорошей инвестицией. Изысканные гобелены передаются от поколения к поколению, сохраняя статус семейной реликвии и становясь активными участниками современных интерьеров.
В нашей внушительной подборке дизайн-проектов комнат с различной функциональной направленностью мы хотели бы продемонстрировать для вас варианты использования гобеленов для украшения интерьера. Вне зависимости от того, является ли ваш экспонат творением человеческих рук или его изготовили на современном конвейере, важно правильно и эффектно вписать гобелен в созданный интерьер. Хотя, встречаются и дизайн-проекты, которые создаются специально под определенное произведение текстильного искусства.
Сюжетный гобелен – куда повесить?
Изначально, гобелены служили не только декором для стен, но и исполняли роль утеплителя. Их можно смело называть тканевыми коврами. Ручные гобелены плелись из шерстяных и шелковых нитей с использование золотых и серебряных красителей. В Европе основными мотивами тканевых ковров были пасторали – сцены из жизни. На таких гобеленах часто изображались пейзажи с охотниками, пастухами или прогуливающимися девушками. Именно такие сюжетные изделия из текстиля чаще всего у нас и ассоциируются с самим понятием гобелена.
Еще одно направление создания текстильных картин связано с Востоком. Оттуда к нам пришли изысканные пейзажи, изображения цветов и растений, среди которых излюбленная многими восточными мастерами сакура, птицы и животные, портреты. В таких гобеленах особенно часто использовались золотые нити, шелковое сырье, окрашенное натуральными красителями.
На Востоке текстильным картинам придавали особое значение. Тканевые свитки служили не только декором для украшения жилища, мастера верили, что они способны прогнать злых духов из жилища или привлечь положительную энергию, удачу и богатство.
В наши дни гобелены – это не только настенные текстильные ковры, но и покрывала для кроватей, чехлы для декоративных подушек, оригинальные панно и скатерти, драпировки для оконных и дверных проемов и многое другое.
Сюжетные гобелены, напоминающие те, что наши предки ткали вручную, будут отлично смотреться в классической гостиной. Золотистые нити в текстильных коврах прекрасно сочетаются с блеском роскошных люстр и бра, перекликаясь с позолоченными элементами декора рам для зеркал и картин.
Если в вашей гостиной или столовой есть камин, можно использовать свободное пространство над ним для размещения сюжетного гобелена. Очевидно, что очаг чаще всего и так выступает центром притяжения внимания в помещении, а с поддержкой тканевой картины, весь ансамбль будет выглядеть особенно эффектно.
Если вы пока не решаетесь повесить сюжетный гобелен в комнатах, где проводите много времени, в спальне или гостиной, попробуйте использовать настенный декор в дополнительных помещениях. Гобелен с пейзажем будет отлично смотреться в просторном холле или прихожей. В некоторых частных домах и в коридорах достаточно свободного пространства, чтобы можно было использовать настенный декор в виде тканевых ковров. Главное, чтобы свободной площади хватило для обозрения всей текстильной картины.
Орнаменты и абстракция – уникальный дизайн для современного интерьера
Если сюжетные гобелены у многих из нас четко ассоциируются с классическими интерьерами, то для использования орнаментальных текстильных картин спектр стилистических направлений существенно расширяется. И речь идет не только о стиле винтаж или ретро. Гобелены с орнаментом будут органично смотреться в помещениях, оформленных в стилистике шебби шик или Прованс, эклектичных дизайнах комнат. Но даже такой индустриальный стиль как лофт, способен органично принять такой декор, как настенный гобелен. Перед вами примеры такого эффектного альянса.
Геометрический орнамент на гобеленах прекрасно интегрируется в современный стиль оформления помещений. Использование черно-белых цветовых сочетаний становится мейнстримом в последних дизайн-проектах известных мастеров. Такие текстильные ковры могут выступать не только в качестве настенного декора, но и служить ширмами для зонирования пространства или драпировкой оконных проемов.
Не меньшей популярностью пользуются гобелены с ярким орнаментальным рисунком. Колоритные цвета, четкие линии, необычные сочетания или плавность форм – для светлого фона современной стилистики оформления интерьеров подобный колорит просто необходим для эффектного поднятия настроения помещений.
Абстракция в рисунке гобелена – основная черта современных направлений в дизайне интерьера. Необычные цвета и формы, оригинальные сочетания и кажущееся отсутствие сюжета позволяет создавать образ помещения, в оформлении которого использовали современное изобразительное искусство. Такие тканевые картины особенно эффектно смотрятся в помещениях со светлой отделкой. Часто абстрактный сюжет гобелена становится единственным ярким или пестрым цветовым пятном в комнате.
Гобелены с ярким орнаментальным рисунком особенно выигрышно выглядят в современных помещениях, которые все чаще оформлены с использованием светлых, пастельных тонов.
Особенности ухода
Такой материал как гобелен лучше самостоятельно не чистить. Мелкие изделия еще можно отправить в машинку на бережный режим, но большие вещи лучше отдать в химчистку.
При выборе учитываем цветовое и стилистическое оформление комнаты
На любом изделии из гобелена есть небольшая памятка от производителя, по уходу за изделием. Эти правила необходимо строго придерживаться, чтобы вещь прослужила как можно дольше.
Это будет Вам интересно: ОБЗОР: 175+ Фото Интересных Панно на Стену из подручных средств своими руками. Из ткани, из пробки, из бисера — что красивее?
Современный дизайн Прихожей в квартире и в частном доме своими руками. 175+ Фото Идей с окном, лестницей и прочими Вариантами оформления
Секрет популярности гобеленов
Возможностью украшения собственных домов и квартир гобеленами в XXI столетии располагают практически все желающие, которые согласятся выложить достаточно весомую денежную сумму. Причиной дороговизны является сложная техника создания подобных произведений. Не пожалеть о расходах позволяют аргументы из духовного разряда и с точки зрения практичности. Основанием, вдохновляющим использовать гобелены в интерьерах разных стилей, служит создание загадочной атмосферы в помещении и возможность глубоко прочувствовать дух другой страны или времени.
Гобелены: какими они бывают
Чтобы знать, за что вы платите, обратите внимание на различия между антикварными произведениями искусств и изделиями, созданными в похожей технике. В этом качестве стоит вспомнить настенные ковры, имеющие гладкую поверхность. Этот вариант считается самым простым, поскольку в нем отсутствуют даже намеки на рельефный узор и дополнительный объемный декор. В создании продукции такого рода достаточно традиционных техник.
Более высокой степенью сложности характеризуются произведения фактурного типа. Здесь уже имеет место рельефное полотно. Правда, привлекательный вид и тактильные ощущения обеспечиваются путем использования все тех же традиционных техник. Но секрет достижения желаемых результатов сокрыт в дополнительном акцентировании на выпуклых стежках.
Гобелен работы Юрия Николаевича Овсепяна: фото взято с сайта https://miitronmaki.livejournal.com/489806.html
Интересным внешним видом удивит многоуровневая комбинированная модель. Ее отличием от аналогов будет использование разных техник. К примеру, вязку крючком для красоты и уникальности вида дополняют изящной вышивкой или бахромой по самому краю изделия. Одним из способов создания таких картин является накладывание определенного рисунка на ткань посредством вышивки, вязания, аппликации.
В выборе большого, среднего или миниатюрного гобелена всегда можно остановиться на интересующем виде, будь то винтажная модель либо антикварное изделие.
Техники создания гобеленов с акцентированием на способах переплетения
В достижении желаемого результата очень важно обратить внимание на метод переплетения. Но в этом случае потребуется ткацкий станок. Для начала стоит сориентироваться на эскиз будущего творения, определиться с цветовой гаммой и подобрать подходящую схему. Как известно, главной целью считается эффект рельефности. Именно потому в создании элементов округлых и изогнутых форм используются наклонные линии. Этим же способом пользуются в местах соединения нитей разных цветов.
Максимальной эффектности внешнего вида позволяет достичь круговая техника. Поскольку нити идут по кругу, готовое изображение кажется нарисованными уверенными мазками кисти художника.
Желание привлечь внимание к четким контурам картины реализуется через контурную технику. Здесь имеет место использование нитей большей плотности, чем те, что положены в основу гобелена. Из-за этого рисунок производит впечатление предельной четкости и проработанности.
Дополнительную привлекательность произведения обеспечат декоративные жгуты, позволяющие акцентировать внимание на отдельных фрагментах. Выполняется такой замысел путем обвития основы нитей жгутами, что в результате имеет вид окантовки тех или иных частей гобелена.
Красота и привлекательность картины состоит не только в искусстве переплетения. Важным моментом также является использование декора в виде перьев, бусинок и иных интересных деталей. Зачастую украшением узора могут служить засушенные цветы и стебли трав.
Выбор материалов
Создание гобеленов не ограничивается выбором какого-то одного материала. Первое место в плане востребованности принадлежит жаккарду. Все дело в плотности его фактуры, облегчающей нанесение интересующего рисунка. Достаточно много в продаже найдется произведений, выполненных с использованием тонкой хлопковой ткани, шерстяных или махровых вариантов.
Различия по дизайну
Изображение охоты, балов, замков и прочих сцен из прошлого чаще всего выбирают коллекционеры и любители антиквариата. Правда, главным условием является ручная работа и время создания гобелена.
Романтическим натурам больше подойдут пейзажи: райские кущи, деревушки в стиле прованс, развесистое дерево на фоне заката, целое море цветов и прочие сюжеты из этого ряда.
Немало радости взрослым и малышне принесут картины с благородными оленями, милейшими котиками, щенятами и прочими представителями животного мира.
Водоворотом нестандартных настроений удивят абстрактные гобелены. В этом качестве могут быть представлены непонятные переплетения ярких красок, предметов и форм, производящих на зрителя завораживающее впечатление. Подчеркнуть хороший вкус хозяев помещения позволят воспроизведенные на текстиле картины известных художников-импрессионистов и абстракционистов.
Хорошим решением для детских комнат станут картины из любимых сказок, книг, персонажей аниме. Люди постарше могут выбирать календари или изображения семейного древа.
Выбор места для размещения
Чтобы не испортить впечатление от картины, а преподнести ее во всей красоте и гармонии слияния с интерьером, нужно угадать с местом для размещения. К примеру, если нужно украсить маленькую комнату гобеленом большого размера, то лучше всего таким образом декорировать одну из стен. Кстати, использование вместо обоев работает на утепление и звукоизоляцию помещения.
В кабинете и библиотеке уместен гобелен сдержанных пастельных тонов, старинные узоры или винтажный вариант.
Для дачи или загородного дома следует выбрать картины, стилизованные под старину. Это будет что-то вроде королевской охоты, балов и памятников архитектуры.
Визуальный эффект во многом зависит и от размеров картины. Слишком маленькое произведение рискует потеряться в большом помещении. Ну а большой гобелен в маленькой комнате грозит иллюзией еще большего уменьшения площади, поскольку съедает свободное пространство.
Самыми главными критериями покупки такого произведения служат стилевые особенности интерьера и цветовая гамма окружающего текстиля (шторы, одеяла, подушки, пледы). Не следует забывать и про собственные ощущения. Только правильно выбранный гобелен, поющий в унисон с внутренним миром своих обладателей, позволит сформировать обстановку гармонии и эстетической полноты окружающего пространства.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
«Are you related to something infinite or not?»
Carl Jung
Недавно, для одного большого проекта (о котором расскажу позже), я попросила моего пишущего друга описать свои впечатления от войлока, и от того, чем мы занимаемся, выразить, что же такое, по его мнению, происходит на мастер-классах по нетканому гобелену. Он всегда очень точен, иногда философичен, мне понравилось то, что у него получилось. Вот выдержки:
«Секрет чуть ли не магического действия войлока состоит в материальном воплощении метафор. В одном случае люди создают картину символической битвы с недугом, в другом – пейзаж или декоративную абстракцию, в третьем изготовляют портрет любимого человека (или домашнего питомца), в четвертом – свою собственную репродукцию любой нравящейся им работы старых мастеров: от Боттичелли и Хокусая до Арчимбольдо и Ци Байши.
«Шерстяная метафора» не только улучшает психологическое состояние творящего, но и вносит новое – бесконечное, если угодно, — измерение в жизнь. Воплощенная в нежной материи, метафора становится не только зримой, но и осязаемой. Протекающая сквозь пальцы шерсть, в которой видны отдельные волокна, а этом смысле метафоричнее и, мы полагаем, сильнее живописи, не говоря уж о рисовании.
В случае нетканого гобелена, человек получает возможность с нуля, за несколько часов, создать своими руками невиданную и немыслимую для него еще вчера невероятно красивую работу – произведение мягкой живописи. Обычно люди испытывают позитивный шок, осознав, что бездарны не они сами, а их предшествующая жизнь, начисто лишенная творчества. Что более важно, человек находит силы противостоять невзгодам, идет ли речь о тоске, одиночестве, болезни, разладе отношений или такой относительной мелочи, как потерянная радость от жизни как факта».
Все сказанное, конечно, в полной мере можно отнести к занятию войлоком вообще, в его огромном разнообразии. Вот почему все больше и больше людей привлекает эта удивительная область декоративно-прикладного искусства.
Я хочу рассказать о нетканом гобелене и о том, как все начиналось для меня. Немного истории. Я училась в 90-х в Строгановке на кафедре текстиля, и у нас был предмет — техники текстиля. Там переподавали в то время технику нектаного гобелена, тогда ее называли почему-то декорпол или еще артпротис. Относились к этой технике на нашей кафедре, мягко скажем, неуважительно, примерно, как мать относится к нелюбимой падчерице. Сразу оговорюсь — про войлок, про мокрое валяние, историю этого вида творчества, нам не рассказывали ни слова — вот, что для меня странно! — как-будто это искусства. есго многовековой истории и традиции не существовало, и, по моим данным, не существует для них до сих пор! (но я уверена, скоро все изменится).
Ну, я понимала, почему так обстояли дела с нетканым гобеленом — им никто серьезно не занимался, и прямо скажем, не развивал, не умел работать. Ну а как, скажите, было развивать, когда не было в магазинах ни непряденой шерсти — НИКАКОЙ — ни игл, ни даже акриловых волокон. Мы всё брали тогда на камвольных фабриках как, отходы производства — помню, придешь и умоляешь пропустить в цех выбрать хоть какие-то цвета акрилового волокна из отходов, а они просто огромный мешок заставляют купить, а там, к примеру, он наполнен наполовину коричневым цветом и всё! Ну, были, конечно, сердобольные люди и для детской студии (я стала тогда вести уроки с детьми) разрешали покопаться, выбрать цвета. О шерстяной ровнице или гребенной ленте, вообще речи не было — на фабриках все шерстяные отходы отправлялись назад на переработку. Игл тоже не было, мы поначалу просто выкладывали рисунок и, чтоб не сместились волокна, изображение закрепляли нитками.
В общем, я увлеклась этой техникой, нашла в ней родственную душу, и сделала дипломный проект огромного размера, (этот триптих есть на моей страничке), применила там впервые свои наработки — ввела войлочную аппликацию, а как еще было сделать четкий контур. Потом стала вести детскую студию и наблюдала, как раскрываются детские таланты в этой технике, как быстро дети продвигаются в живописи и рисунке, если параллельно занимаются нетканым гобеленом. Появились иглы, и шерсть в магазинах, и все понеслось…
Валяным войлоком я по-прежнему не занималась, а увлеклась, открыла его для себя лишь, когда попала на мастер-классы к выдающимся мастерам, таким как Александр Пилин, Луната, и Диана Нагорная. Открылся целый мир — в войлоке можно работать настолько по-разному! Для себя я войлок разделяю на тяжелый, средний и легкий. По аналогии с искусством металла — кузнецы делают из металла тяжелые кованые произведения искусства (это Александр Пилин и некоторые «кованые» проекты Дианы), а некоторые художники делают из того же металла ювелирку и тончайшие, сложные работы. Про себя, могу признаться — я не кузнец, но и не ювелирных дел мастер — по-прежнему остаюсь живописцем в душе, и собираюсь вернуться к ней, к живописи, в сытой старости, поскольку это самое свободное, самое благословенное занятие — и для него нужно быть абсолютно свободным от внешних раздражителей: борьбы за денежный знак, конкуренции арт-рынка, мнения арт-критиков…
Ну вот — возвращаемся к мастер-классам — занимаясь с детьми, я не могла отбиться от просьб и уговоров их мам, дать им самим попробовать что-нибудь вытворить, и таким образом плавно перешла на занятия со взрослыми и была удивлена — как быстро они увлекались и как неожиданно интересными оказались работы многих. У каждого вырабатывался свой «стиль», и примитивным это искусство можно было назвать только в хорошем смысле этого слова.
Потом была войлочная выставка в галерее-центре ДОМ, где люди просто требовали мастер-классов, с тех пор и начались уже серьезные занятия со взрослыми учениками. Теперь я хочу показать некоторые работы своих учеников. Точнее, начну показывать в этой публикации и продолжу в других. Мне кажется, работы настолько достойные, что было бы преступлением прятать их от всего мира.
Но сначала слайд-шоу одного из МК в митинской студии. Фотографии с этого мастер-класса можно посмотреть в теме Галины Лозовой, здесь:
http://www.livemaster.ru/topic/58640-zhivopisnyj-vojlok-mk-u-ii-ozerovoj-v-masterskoj-v-mitino-mart-2011
А теперь передвижная (перелетная) выставка, я специально пронумеровала работы, чтобы с вашей помощью восстановить забытые мною по рассеянности славные имена их авторов. Подсказывайте хором )
Номер 1. Без имени. Наташенька, из Екатеринбурга, отзовитесь.
2. Галина Лозовая
3. Юлия Елисеева
4. Наталия Тюкова
5. Вот эта чудесная работа ищет автора
6. И эта великолепная работа без имени атора (простите, я очень хорошо Вас помню, но имя не записала)
7. Татьяна Райкова
8. Ольга Мясникова
9. Эта работа ищет автора
10. Эля Вяземская
11. Ирина Никифорова и ее Священные плоды
12. Бесстрашная Юлия Болтрушевич и Эшер
13. Наталия Ланская и Пикассо
14. Уважаемый автор, отзовитесь!
Спасибо за внимание! Продолжение следует!))